Подарок вологжанам к Новому году

Деревянные памятники в Вологде исчезают быстрее, чем каменные …

Фото календаря на 2019 год
Фото календаря на 2019 год

Вот так выглядит первая страница обложки календаря «Деревянная Вологда», к которому я писал аннотации и заключительный текст. К моему удивлению, у издательства «Древности Севера» возникли трудности с подбором фото. Во-первых, нужно было найти снимки, подходящие по времени года, во-вторых, с большим разрешением, в-третьих, чтобы и сами дома выглядели достойно. Подходящих по всем критериям снимков оказалось мало, от издания календаря на два года пришлось отказаться. Деревянные памятники в Вологде исчезают быстрее, чем каменные, поэтому для календаря выбрана была именно эта тема. В стране интерес к уходящей деревянной натуре велик. Издательство «Древности Севера» на межрегиональной книжной выставке в Рязани победило в номинации «Лучшая книга о России» именно за книгу «Деревянная Вологда: сохраненное и утраченное».
Есть в календаре небольшая загадка: фото дома на обложке не аннотировано и не подписано, думаю, что некоторые вологжане не сразу поймут, где расположен этот дом.

О сносе дома на Челюскинцев, 60

Хранить добрую память о других – это оставлять добрую память о себе…

Хранить добрую память о других – это оставлять добрую память о себе…
Сегодняшний снос дома № 60 по улице Челюскинцев и комментарии краеведов о хозяевах дома, о роли семьи в истории села Кубенское, снова заставили обратиться к наследию академика Д.С.

Волгда 2018. Дом на ул. Челюскинцев, 60
Дом на ул. Челюскинцев, 60 Фото Александра Валерьевича Суворова

Лихачева. Вот его слова о том,  для чего надо сохранять зримую память – окружающую нас архитектурную среду:
«А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.
Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают… Ненавязчиво и не настойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит намять о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране…
Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает. Это чиновники, призванные заниматься культурными проблемами, но никакого отношения к культуре не имеющие, некомпетентные и невежественные. Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить «свое творение» на выигрышном месте. Иногда это реставраторы, заботящиеся о том, чтобы выбрать себе наиболее «выгодные» объекты, о том, чтобы восстановленное произведение искусства принесло им славу, и восстанавливающие старину по своим собственным, иногда очень примитивным представлениям о красоте и исторической подлинности».
Еще одну цитату академика не нашел. Он говорил о том, насколько интереснее проходить по улицам родного города, если ты знаешь историю этих улиц, домов! Тогда эта прогулка становится путешествием в прошлое.
На улицах Вологды становится все меньше «зацепок» взгляду для таких исторических ассоциаций: и туристам и внукам приходится говорить — «здесь жил, здесь стоял, здесь происходило…»,  —  доставая иногда из портфеля фотографии. В будущем, очевидно, придется такие фотографии с подписями расставлять по улицам, чтобы люди помнили, что не они на этой земле первые и не они последние. Только не будет ли город похож на кладбище прежней Вологды?
И еще из Д.С. Лихачева:  «Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только не интересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные».

Где резной палисад?

Улицы Вологды … должны быть наполнены такими историческими, непридуманными, деталями, поддерживающими интерес к прошлому …

На фоне продолжающегося геноцида деревянной Вологды у части — к сожалению, только у части! — вологжан растет интерес к исчезающей старине. Городским властям надо бы этот интерес поддерживать! Уже не раз публично предлагал восстановить утраченные детали городского быта, например, часы на Каменном мосту, ставить арт-объекты на местах, связанных с историей города, например, памятник строителям Грозненской крепости на перекрестке улиц Чехова и Предтеченской, памятный знак на месте храма и почти исчезнувшего кладбища в бывшем селе Говорово, размещать информацию об утраченных памятниках на информационных табличках и т.д.

Сегодняшнее предложение связано с одним из туристических брендов Вологды — пресловутым резным палисадом. Курьезная картинка из жизни: проходя по перекрестку улиц Мальцева и Благовещенской, помог девушке-волонтеру с группой туристов найти памятник резному палисаду. Немудрено: сейчас памятник со стертой надписью напоминает могильную плиту на старом кладбище и малозаметен.

Волгда. Дом купца Левашова

Можно не строить палисады по вновь нарисованным эскизам, а восстановить один из исторических, — стоял он почти рядом с самым знаменитым памятником деревянного классицизма Вологды — домом Левашова. Заодно поставить на место — в тимпан фронтона этого здания — деревянный герб Левашовых, фрагмент которого должен храниться в фондах нашего музея-заповедника, чтобы все было похоже на дореволюционный вид. Тогда легче будет мысленно перенестись в пушкинское время, представить себе вальсирующие пары за освещенными окнами, — посмотрите на мой снимок тридцатилетней давности.

Улицы Вологды, если она еще претендует на статус туристического центра, должны быть наполнены такими историческими, непридуманными, деталями, поддерживающими интерес к прошлому и у вологжан. Ведь в таких «мелочах», позволяющих зримо, без помощи машины времени, перемещаться из эпохи в эпоху и состоит прелесть жизни в историческом городе!

Опубликовано: 03.12.2018 [БлогоVO]

Классик бронзовеет?

… в целом возникло такое чувство, что время остановилось! Классик забронзовел

Мысли о вечере В. Белова в тойота- автосалоне

А.И. Сазонов - Читаем Белва
22.10.2018  Читаем Белова

В этом году в пятых беловских чтениях впервые участвовал не в качестве стороннего наблюдателя, а как чтец, в рамках «литературного марафона». В очередь желающих читать классика записалось 600 человек, в том числе и я. Вывод: Белова в Вологде любят. Но не будем спешить.
На следующий день, 23 октября, на встречу с московскими и региональными писателями, в большой зал областной библиотеки собралось человек тридцать. Писатели, в основном люди пожилые, делились уникальными воспоминаниями о Василии Ивановиче. Слушали их, увы, в основном, приезжие гости. Читать далее «Классик бронзовеет?»

Встретимся «Под часами?»

…от исторической кирпичной кладки конца 18-го века, действительно, осталось не так много.

«О ходе ремонтных работ на Октябрьском и Каменном мостах»

Вологда: Каменный мост
Вологда: Каменный мост. Фото 1960-х гг. Из личного архива А. Сазонова

Сегодня, 22 октября, состоялось выездное заседание Общественного совета Вологды «О ходе ремонтных работ на Октябрьском и Каменном мостах». Относительно Каменного правильнее было бы говорить о реставрации, но от исторической кирпичной кладки конца 18-го века, действительно, осталось не так много.

Подумалось, что в Вологде, исторической на три процента (именно такова сейчас доля объектов культурного наследия в общем числе городских строений), нужно двумя руками хвататься за каждую зримую примету прошлого и сохранять или обыгрывать её в современной среде. Читать далее «Встретимся «Под часами?»»