Статьи

Еще раз об арт-объектах

Недавно в Вологде наконец-то появились два арт-объекта, связанные с городом, а точнее, с вологодским кружевом. Кружевная скамейка с кутузом перед ней стала популярным местом фотосессий и для жителей и для гостей, а деревянную кружевницу, вырезанную из ствола тополя, видят чаще туристы: вологжане во дворы деревянных домов обычно не заходят.

Неоднократно предлагал властям города выстроить хоть какую-то систему установки памятных знаков. Арт-объект должен или своим содержанием или местом установки, а лучше и тем и другим, связан с каким-то историческим событием. Памятник вологодским гидростроителям, например, на месте превращения Содемы в Золотуху идеально бы соответствовал этому принципу, напоминая современникам о том, что «поворот северных рек» начался еще в 16 веке в Вологде — при строительстве самой большой в стране крепости. Михаил Павлов готов и сейчас бесплатно для города его изготовить.

Опубликовано 20.07.2021 Блогово.

Вологда Артобъекты Вологда Артобъекты

На моей памяти в болотистой Вологде засыпали несколько прудов и, наверное, зря

Немного усилий ландшафтного дизайнера и архитектора-реставратора, — и какой бы живописный природный вид в сочетании с колокольней 17 века открылся бы перед взорами вологжан и туристов.Вологда 2021 г. - колокольня 17 века

Концепция оформления номеров тщательно продумана, связана с чем угодно, но не с Вологдой

Новая гостиница в историческом здании открылась в Вологде
В здании, построенном купчихой Рыбниковой в 1780-х годах на набережной VI Армии, 125 в Вологде, открылась новая гостиница. Из ее окон открываются виды на соседний, такого же возраста, особняк, две древние церкви, на правый берег реки Вологды. Само место настраивает на исторический лад.
Хозяева гостиницы, хотя и не новички в этой сфере бизнеса, дух места, к сожалению, не почувствовали. Название гостиницы можно было бы связать с районом Вологды — Заречьем, с местом — Наволоком, с основателем древнейшего вологодского монастыря Димитрием Прилуцким, остановившемся именно здесь в 1371 году… Но нет, название гостиницы к месту привязано не будет. Как мне сообщили её первые постояльцы, отель планируется назвать «Саквояжем».
Концепция оформления номеров тщательно продумана, но связана с чем угодно, но не с Вологдой: номер, в который я заглянул, называется … «Кения», с соответствующим африканским оформлением. Где Кения, где Вологда? Почему бы те несколько номеров этой мини-гостиницы не назвать именами городов нашей области, оформить в соответствующем стиле и привлечь внимание туристов к природным и архитектурным красотам нашего края? Вместо этого гости будут любоваться фотографиями африканской саванны и видами Парижа.
Лет пятнадцать назад я был в морской резиденции Путина в Стрельне. Так вот там гостевые особняки для размещения глав стран названы в честь древних русских городов, в том числе есть и корпус «Вологда».
Но, видимо, ум наших отельеров устроен как-то по-другому. В ничего не говорящих и не привязанных к месту названиях десятков новых гостиниц — всех этих аур, арий, атриумов и иже с ними — я уже начинаю путаться.

Новая гостиница Вологда 2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано 09.06.2021 Блогово

Размышлениями о народе и власти

… поделился с вологжанами народный артист России Евгений Князев, представивший на сцене «Русского дома» моноспектакль «Борис Годунов» в рамках 12-го уже фестиваля «Покровские встречи».
Канва сюжета «народной драмы» мне знакома со школы. Потом, по жизни, сюжет сопровождала одноименная конгениальная опера Мусоргского. Сегодня, 19 мая, артист вернул меня к тексту, который надо читать уже осознанно во взрослом возрасте, или слушая вот в таком художественном исполнении.

Это не первая встреча мастера с вологодской публикой в этом жанре. В 2019-м году на сцене драмтеатра с успехом прошел спектакль «Пиковая дама», о чем я писал в соцсетях 11.07.2019 г. Как ни странно, прошлый успех не привел к аншлагу: зал был заполнен на три четверти: то ли последствия ковида, то ли необычная майская жара, то ли дачные заботы отвлекли вологодских театралов от события в театральной жизни Вологды незаурядного.
Идя на спектакль, я с трудом представлял, как можно даже просто выучить эту громаду текста (со всеми ремарками), не говоря о том, сколько нервной энергии надо истратить, эмоционально её пережить и адекватно выразить, чтобы зритель тебе поверил.

В прошлый приезд артист выступал, мастерски используя только данный природой голос, жесты, идущие от смысла текста, пластику тела и минимальный реквизит. Сегодня всё это тоже было, но спектакль шел еще и в сопровождении губернаторского оркестра народных инструментов под руководством заслуженной артистки России Галины Перевозниковой. Оркестр для зрителя усиливал воздействие пушкинского текста, а артисту давал возможность передохнуть. Мусоргский звучал, но не в мелодиях оперы «Борис Годунов», как можно было бы предположить, а в других: сцену «корчмы у литовской границы», например, вполне органично сопровождала «Ночь на Лысой горе), В «тему» драмы вписались и фрагменты из произведений Глинки, Лядова, Рахманинова и даже Шостаковича.

Любое перечитывание (переживание с актером) классики вызывает и реминисценции с днем сегодняшним. Актуально прозвучала мысль Пушкина том, что любой навязанный нам «внешним управляющим» правитель — «предлог для раздоров и войны». Смутные времена имеют свойство периодически повторяться. Остается надеяться, что народ поумнел и не будет безмолвствовать в критические периоды в жизни страны.
Зрители, пришедшие на спектакль, настолько вжились в текст драмы и настолько сопереживали исполнителю, что когда перед девятой сценой раздался громкий взрыв (софит, видимо, взорвался, что впервые на моей полувековой театральной памяти), Е. Князев лишь инстинктивно вжал плечи, а зрители продолжали следить за развитием сюжета. И это, на мой взгляд, лучшая оценка работы актера.

Опубликовано 26.05.2021 Блогово

С чего начинается Вологда?

Для туриста — с обелиска 800-летия города, поставленного в центре древнего городища. И именно здесь гости города видят первые примеры вандализма и небрежения к прошлому.
Несколько лет назад бывший начальник Управления культуры Вологды Н. А. Дьяков внял моим просьбам: на обелиске были заменены недостающие гранки внизу стелы, символизирующие восемь веков Вологды, черные барельефы вновь стали бронзовыми, а обрамляющие их валики обрели привычную округлость. Но вот уже снова на валиках появились выщербленные участки, отваливаются гранки…

То ли работа была выполнена некачественно, то ли сами жители виноваты: часто приходится, например, просить подростков, сидящих с напитками на пирамиде основания, не позорить город. Месяц назад кто-то из им подобных забросил пару старых башмаков на электропровода перед памятником. Несколько лет назад УВД города на моё письмо с просьбой установить видеокамеры перед туристическими объектами ответило, что памятник 800-летия включен в маршрут объезда города. Видимо, и полицейским не режут взгляд эти «недостатки».

Один из туроператоров города сказал мне недавно: «Создается впечатление, что в сфере туризма наши власти действуют от мероприятия до мероприятия, а текущей ситуацией не занимаются». Приходится с ним соглашаться.

Памятник 800-летия Вологды Памятник 800-летия Вологды

 

 

 

Опубликовано 17.05.2021 Блогово