Статьи

«Вологодский ТЮЗ можно закрывать»

…подумал я, посмотрев спектакль «Старые песни о нас». Точнее, можно снимать спектакли текущего репертуара и давать каждый вечер только этот.

Могу назвать себя старым театралом: программки храню с конца 1960-х годов. Помню время, когда в зрительном зале драмтеатра, нынешнего ТЮЗа, были еще ложи и балкон. Зрители реагировали на каждую удачную мизансцену, аплодировали художнику, создавшему декорации (спектакль «Обрыв»), неоднократно вызывали актеров после представления (спектакль «Отец и сын»). Некоторые постановки выдерживали более сотни представлений, например, «Над светлой водой», «Безобразная Эльза», «Госпожа министерша» с М.Щуко в заглавной роли… В последней постановке, кстати, играл старейший из ныне действующих вологодских актеров А.Михасик, занятый и в «Песнях…»

Но такой бурной зрительской реакции в течение всего спектакля, как это было 16 декабря в «Старых песнях о нас», не припомню. Аплодировали перед вторым действием еще при закрытом занавесе, услышав первые такты мелодии. После каждого музыкально-танцевального номера (сколько их всего было посчитаю, если удастся сходить во второй раз), аплодисменты, переходящие в овацию, заглушали крики «браво»; особенно старалась галерка.

Остается только поражаться фантазии авторов сценария (С.Закутин и И.Рудинский) и режиссера И.Зужбицкой, всех творческих сил театра, оставшихся «за сценой». Историю возникновения ТЮЗа в Вологде они рассказали в сюжетной канве «Ревизора». Каждый номер спектакля-концерта (так в программке обозначен жанр) не только органично вплетался в единое действо, но был самостоятельным спектаклем в спектакле! О жанре постановки можно и поспорить: есть в ней элементы и мюзикла, и комедии и импровизации актерского «капустника»: видно, что актеры буквально купаются в своих ролях и находят много характерных, подчас гротескно сыгранных, черточек своих персонажей.

«Эта постановка для тех, кому за сорок», — охладил мои эмоции сидящий рядом скептик. Даже если и так, то театр – не сомневаюсь – скоро приобретет новых зрителей – из тех, что никогда в нем не были.
Желаю этому спектаклю побить рекорд «Алых парусов» как по числу представлений, так и по «долгожительству.

Говорят, что любой творческий коллектив не может долгое время находиться на пике творческой активности и зрительской популярности. Вологодский театр для детей и молодежи развеивает не только это устоявшееся представление, но уже десятки лет доказывает, что он для зрителей всех возрастов. Фраза, вынесенная в заголовок отзыва, конечно, шутка. Приходите на любой спектакль этого театра, — ей богу, не пожалеете!

Еще раз о колесе обо(з/р)ения

Неоднократно уже публично высказывал свое отрицательное мнение о возможности установки колеса обозрения в центре Вологды. 26 октября вопрос выносится на заседание Общественного совета Вологды. Тот факт, что на предварительное (по электронной почте) высказывание мнения о возможности установки колеса членам Общественного совета отводилось четыре часа (за это время успело ответить всего несколько человек из 33-х членов Совета), говорит о предрешенности решения вопроса Администрацией города. В связи с этим высказываю свое мнение в более краткой и жесткой форме:

«Есть вещи изначально аморальные: нельзя, например, бить стариков или плясать над могилами. Установка крутящегося над останками когда-то старого русского города колеса – из этой же серии. Предлагающим такое — рубль заслоняет любовь к истории, если эта любовь у них была.
Вологде нужен целый Парк развлечений, но в южной части города, где живет основная часть населения.»

Опубликовано 26.10.2017 на БлогVO

О колесе обозрения, которое хотят впихнуть в центр Вологды

После просмотра видеосюжета — из разряда первоапрельского, причем очень «черного», юмора — мое мнение о здравомыслии руководства города резко изменилось в худшую сторону. Когда аналогичную тему сто лет назад обсуждали в Вене, то вопрос — поставить колесо напротив ратуши или собора святого Стефана даже не обсуждался: сразу поставили в парке Пратер вдали от центра.

Центр надо разгружать, и, по мере возможности, сохранять его исторический облик, а место для парка развлечений выбрать в южном жилом районе. Если пока не дозрели до системного решения этого вопроса, то для конкретного колеса чем не подходит площадь Федулова — не вся же она коммуникациями изрыта?

Опубликовано 15.09.2017 на БлогVO

Кому нужна история?

Заключительные главы  книги «Деревянная Вологда: сохраненное и утраченное»

Такой город был в России один

Илл. 133. Вологда. Набережная VI Армии. Фото 1966 года

Город, в котором я родился и всё время живу, сейчас трудно назвать древним и русским. Стою на площади Дрыгина в центре Вологды и понимаю, что самое древнее и русское, что вижу окрест, — это я сам: всё окружающее появилось на моей памяти. Если, например, в итальянской Сиене почти ничего не изменилось за последние пятьсот лет, то центр моего родного города стал неузнаваем за последние пятьдесят.
Кадры зимней Вологды из фильма «Дядюшкин сон», снятого в 1966 году режиссером К.Н. Воиновым, смотрю сейчас с чувством ностальгии по утраченной малой родине. Вологодское Заречье можно было снимать тогда одним непрерывным кадром, как впоследствии это сделал А.Н. Сокуров в «Русском ковчеге». Режиссерам фильмов, в которых использовалась вологодская натура в последующие годы: «Достояние республики» (1972, В.С.Бычков), «Целуются зори» (1978, С.П. Никоненко), «Мелкий бес» и «Завещание Ленина» (1995 и 2007, Н.Н. Досталь). «Банкрот» (2009. И.Ф. Масленников), приходилось всё труднее и труднее.
Туристы спрашивают меня иногда: «А сколько исторических домов город потерял за последнее время?» Давно не веду этой грустной статистики: душевное здоровье дороже. Скажу только, что еще в начале 1980-х годов я мечтал и писал о том, чтобы из более чем пяти тысяч деревянных строений «сохранить хотя бы 400-500 действительно ценных в архитектурно-градостроительном отношении». «Каков мечтатель!» — восклицаю я сегодня.
Сейчас интересующиеся историей люди, а таких, слава богу, стало много, знающие город как свои пять пальцев, устраивают в интернете викторины с фотозагадками по сохранившимся памятникам. Причем снимают самые мелкие архитектурные фрагменты, чтобы усложнить поиск ответа. Но отвечают им такие же знатоки, поэтому ошибок мало. А я, живущий в Вологде безвыездно седьмой десяток лет, разбираю папки со старыми фотографиями и иногда затрудняюсь с определением местоположения многих утраченных домов: ну невозможно было все их уложить в памяти!
Читать далее «Кому нужна история?»

Потеря каждого дома невосполнима!

На наше деревянное зодчество обратил внимание Президент России. Цитата из поздравления Президента России к 80-летию Вологодской области:
«Особое внимание необходимо уделять восстановлению уникальных памятников древнерусской архитектуры, деревянного зодчества».

Вот что я писал в соцсетях 12 апреля этого года:
Живой символ умирающей деревянной Вологды вот уже больше века «держит перекресток» углу улиц Мальцева и Кирова. Сейчас многие стыдливо отводят от него случайно брошенный взгляд, как от попавшего на глаза бомжа. А в начале прошлого века этот, П-образный в плане, доходный дом останавливал взоры прохожих. Крышу на углу и над балконами завершали решетки из просечного железа, из-под узорных дымников печных труб кудрились дымки, арочные балконы украшала резьба с чуть разными с разных фасадов элементами. А деревянные маски львов на дверях я успел заснять еще каких-то еще тридцать лет назад.
Постояльцы жили со всеми возможными для того времени удобствами, вплоть до ванных комнат; открывая внутренние двери с витражными вставками, видели лепнину печей и потолков, а с террасы любовались яблоневым садом вокруг небольшого пруда. Забота прежнего хозяина проявлялась даже в мелочах: оконная и дверная бронзовая фурнитура приобреталась в Европе.
Будут ли восстанавливать былую красоту нынешние хозяева? «Да, будут, — уверяют меня городские и областные чиновники, — разрабатывается проект реставрации, выданы охранные обязательства, новый собственник организовал охрану дома. Всё под контролем!».
Я же вижу раскуроченные печи, зияющие окна, через которые дом виден насквозь, и напрочь не вижу обещанного контроля за выполнением охранных обязательств.
Скажите, земляки, чему верить – ушам или глазам?

20 сентября входы в дом опять были открыты, что видно на снимке. На обращение в Управление культуры и историко-культурного наследия города от 21.09.2017 ответа не получил, поэтому делаю вывод: верить надо глазам.

Публично прошу Н. А. Дьякова, начальника этого управления, и руководителя Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Кукушкину Е. Н. принять исчерпывающие меры по выполнению собственником дома принятых на себя охранных обязательств.

За 17 лет 21-го века Вологда потеряла больше, чем за весь 20-й!

Опубликовано на БлогVO 25.09.2017

Урок патриотического воспитания

А.И.Сазонов, в рамках Всероссийской акции «Россия, устремленная в будущее», провел 1 сентября «Урок патриотического воспитания» в школе, которую сам заканчивал, о чем сообщило Вологодское отделение Общероссийского народного фронта на своем сайте:

«Про историю родного края рассказал ученикам средней школы №8 Александр Сазонов, известный всем как писатель-краевед, популяризатор деревянного зодчества Вологды. Большой любитель истории и патриот своей Родины, Сазонов создал свой сайт экскурсий по городу, с которым познакомил учеников и призвал их осознать, что Вологда – достояние не только ныне живущих вологжан, а всей России».

Фото: vk.com onf35

Слова и дела

Живой символ умирающей деревянной Вологды вот уже больше века «держит перекресток» углу улиц Мальцева и Кирова. Сейчас многие стыдливо отводят от него случайно брошенный взгляд, как от попавшего на глаза бомжа. А в начале прошлого века этот, П-образный в плане, доходный дом останавливал взоры прохожих. Крышу на углу и над балконами завершали решетки из просечного железа, из-под узорных дымников печных труб кудрились дымки, арочные балконы украшала резьба с чуть разными с разных фасадов элементами. А деревянные маски львов на дверях я успел заснять еще каких-то еще тридцать лет назад. Читать далее «Слова и дела»

Деревянная Вологда просит пощады

Дом на коленях – такой образ возник у одной из вологжанок при взгляде на дом №2 в начале улицы Чернышевского. Зачистка четной стороны первого квартала улицы для строительства массивной гостиницы подходит к концу. И нашлись ведь беспринципные сребролюбцы, в угоду инвестору взявшиеся за проектирование чуждого духу места здания – при негласном одобрении властей! Читать далее «Деревянная Вологда просит пощады»

Сон экскурсовода

Приезжайте в Вологду или Воспоминания из будущего
Блуждая по интернету, всегда ищу информацию о Вологде. И вот какая странная запись туриста попалась на днях в соцсетях:
«День первый. Приехал в Вологду на фирменном поезде местного формирования – таких тут три. Уже в вагоне на встречу с древним городом меня настроило приветствие по поездному радио. Поезд прибыл к высокой платформе первого пути. Вышедших пассажиров встречали бодрые звуки самого популярного шлягера «Песняров», вы понимаете — какого. На перроне и внутри вокзала привлекли взгляд интерактивные стенды с полной информацией, которая может потребоваться гостю города: тут и гостиницы, и достопримечательности, и транспорт и карта-схема города. Читать далее «Сон экскурсовода»