Статьи

В кадре — четыре века вологодской истории

В феврале писал о четырех веках вологодской архитектуры в одном квартале улицы Чернышевского: (в заголовке поста написал о трех, потому что четвертый объект не заснял), а вот на площади Революции четыре века вологодской истории уместились в один кадр (фото 1):

— поклонный крест напоминает нам о моровом поветрии 1654 года и Спасо-Всеградском соборе, стены которого танком растаскивали на моих глазах в 1972-м году;
— 18-й век представлен зданием бывшего дворянского собрания с прекрасным концертным залом;
— 19-й — липой, которая после спиленных 5 июля деревьев на улице Мальцева, стала старейшей в городе (фото 2);
— не менее уникальной в 21-м веке стала и трансформаторная подстанция первой половины века 20-го.

 

Старейшие липы в Вологде
Фото 1
Старейшие липы в Вологде
Фото 2

Опубликовано: 20.07.2022 Блогово

Старейшие в Вологде липы спилили 5 июля

Старейшие в Вологде липы спилили 5 июля. Они росли у здания Школы традиционной народной культуры, что на Мальцева, 31. Если предположить, что их садили при строительстве дома, то липам было больше 180-ти лет (фото 1).

Пару лет назад деревья даже были взяты на учет и вот — спилены… причем все, а не только накренившиеся (фото2). Стволы внутри оказались полыми (фото3). Пока без зеленого обрамления дом видеть непривычно (фото 4).

 

Старейшие липы в Вологде
Фото 1
Старейшие липы в Вологде
ФОТО 2
Старейшие липы в Вологде
фОТО 3
Старейшие липы в Вологде
фото 4

Опубликовано: 11.07.2022 Блогово

Неправильно вы, девушка, свирель держите: в день юбилея Батюшкова о памятнике поэту в Вологде рассуждают экскурсовод Александр Сазонов и филолог Сергей Баранов

В этом году исполняется 235 лет со дня рождения поэта Константина Николаевича Батюшкова. 35 лет назад, накануне его 200-го дня рождения, в Вологде был установлен памятник знаменитому земляку. Скульптурная композиция включает фигуры Константина Батюшкова с конем, и две его ипостаси: воинскую, которую воплощает греческая богиня Афина Паллада со щитом и копьем, и музу-крестьянку, отображающую народное начало в творчестве поэта. Памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова был открыт в 1987 году. За свою работу мастер был удостоен государственной премии имени И.Е. Репина. И хотя по иронии судьбы в сознании современных вологжан памятник больше ассоциируется с конем, нежели с самим поэтом (и даже свидания назначаются исключительно «у коня») – краеведы и литературоведы все-таки единодушны: хорошо, что памятник Батюшкову есть. Пусть и не без некоторых «но». Сегодня, в день юбилея поэта, сultinfo представляет два взгляда на памятник: экскурсоводческий и филологический.

Экскурсовод Александр Сазонов

Радует, когда у нас появляются памятники, связанные по содержанию с городом, с местом, где они устанавливаются, с определенной эпохой. За одно это надо быть благодарными скульптору Клыкову и советскому государству, которое нашло деньги на установку такого дорогого монумента.

В прессе в то время спорили относительно этичности соседства коня с соборами. Но Вячеслав Клыков был категоричен в выборе места: или там, или нигде.

Я был на открытии памятника Батюшкову. Как раз закончил работу на оптико-механическом заводе и успел к тому моменту, когда спускали покрывало. Народу было много.

Не устаю удивляться отношению вологжан к памятнику. На открытии похлопали, а потом стали присматриваться к скульптурам из соображений: что бы оторвать и где бы поближе и подороже сбыть?

Стремена у коня я сам держал в руках, когда еще работал на оптико-механическом заводе. Нам принесли их с просьбой подварить. Когда веду экскурсию, обычно обращаюсь к туристам, мол, видите или не видите результаты подварки.

Потом вандалы переключились на богиню Афину. Левой рукой она опирается на щит, а в правой у нее должно быть копье. Копье сначала обрезали до посоха, потом посох «урезонили» до размеров фломастера. То же самое сделали со свирелью крестьянки. И последний штрих – обрезали коню поводья. В левой руке Батюшкова остался только конец повода. Но в этом году Администрация Вологды обещала ко Дню города все восстановить.

Жители города, к сожалению, чаще ассоциируют памятник не с поэтом, а с его конем. Так и говорят: «Встретимся у коня». У туристов свои ассоциации. Однажды журналист Евгений Стариков отыскал в интернете отзыв женщины, которая написала в своем блоге, какой хороший в Вологде памятник поставили Александру Пушкину: ни с няней, ни с супругой, а с конем. Это было еще до того, как на монументе установили табличку.

Некоторые туристы подмечают интересные детали. Один специалист по военной истории обратил внимание на то, что фрак на Батюшкове гражданский, а сапоги военные. И это не совсем соотносится с идеей «остановившегося мгновения», когда поэт только вернулся с Наполеоновских войн.

Есть вопросы и к фигуре крестьянки, которая неправильно держит свирель. Если посмотреть на любой симфонический оркестр, то музыканты ее держат справа. Но в случае с памятником, думаю, все сделано так для уравновешивания композиции, чтобы свирель была обращена к центру, а не в сторону. Кстати, когда проводил экскурсию французской группе, переводчик никак не мог перевести слово «крестьянка», я тогда вспомнил из Пушкина – «пейзане».

Сомнений не вызывает, что Клыкову удался конь со всеми анатомическими подробностями. Тем более странно, что следующий монумент скульптора – памятник маршалу Жукову на Манежной площади в Москве – вызвал массу вопросов у ветеринаров. Они говорят, под маршалом не конь: передние ноги у животного прямые, хвост на отлете. Получается, что конь у Жукова ходит строевым шагом. Однако одна из экскурсанток, занимающаяся конным спортом, меня убеждала, что лошадей можно и этому научить, и смеяться над этим не стоит.

На экскурсиях я также предлагаю туристам сравнить наш памятник с монументом Русскому экспедиционному корпусу. Памятник работы скульптора Владимира Суровцева установлен в Париже у моста Александра III в 2011 году. Памятники действительно очень похожи, но не до степени плагиата. Но в парижском монументе с моей точки зрения, получилась более выразительная фигура офицера чисто психологически.

Литературовед Сергей Баранов

О необходимости постановки памятника Батюшкову начали говорить давно, примерно с последней четверти XIX века, поскольку Константин Николаевич – видная фигура в культуре Вологды и Вологодской губернии. Разговоры велись, но до реализации прекрасного намерения дело не дошло. Наступил ХХ век – революция, Гражданская война, Великая Отечественная… Вопрос о памятнике был снят с повестки дня.

В конце ХХ века, в преддверии 200-летия со дня рождения поэта, идея увековечения его памяти вновь обрела значимость. Было понятно: если не поставить памятник к этой дате, то, может быть, он вообще никогда не появится.

Выдвигались разные проекты, они широко обсуждались в местной печати. В результате утвердили проект скульптора Вячеслава Клыкова. И к празднованию 200-летия поэта памятник был готов и установлен.

В том году проводилась масштабная научная конференция, посвященная творчеству Батюшкова, в библиотеках области устраивались выставки его книг, в областном театре шел спектакль о Батюшкове по пьесе В. Аринина и В. Кошелева «Мой гений». А открытие памятника стало кульминацией праздника. В тот день погода не очень благоприятствовала событию: накрапывал дождик, было холодновато. Тем не менее на Кремлевской площади собрались сотни вологжан. Произносились торжественные речи (от Вологодского педагогического института выступал Гурий Васильевич Судаков), а потом сняли белое покрывало, раздались аплодисменты, и памятник начал существование в нашем городском культурном пространстве.

Место установки выбрали не случайно. Батюшков сюда, на Соборную горку, приходил. С Вологдой, как известно, связан не самый лучший период его жизни. С начала 1820-х годов он страдал душевным недугом. На людей, которые видели его в таком состоянии, он производил удручающее впечатление (известное стихотворение Пушкина «Не дай мне бог сойти с ума» написано после посещения Батюшкова в московской лечебнице). В Вологде больной Константин Николаевич с середины 1830-х годов жил в доме Соковикова (сейчас – Советский проспект, 20, где находится областная детская библиотека), а затем, с середины 1840-х годов, в квартире своего племянника Гревенса, в здании, где сейчас располагается Вологодский педагогический колледж. В вологодский период жизни припадков буйства, как в начале болезни, уже не случалось, поэт вел себя тихо, его приглашали к обеду, он ходил на прогулки, рисовал. Говорят, что еще в начале ХХ столетия в Вологде встречались старожилы, которые помнили Батюшкова, выходившего на берег и сидевшего на скамеечке над рекой.

В нашей литературе и культуре начала XIX века Батюшков сыграл заметную и немаловажную роль. Обычно эту роль сводят к тому, что он – предшественник Пушкина, так считал и сам Пушкин. Но фигура Батюшкова имеет и большое самостоятельное значение. Своей поэзией он вводил читателей в европейское культурное пространство. Батюшков был пламенным патриотом («Кто не любит свое отечество, тот варвар»), но считал, что русская культура должна взаимодействовать с западной и осваивать все лучшее, созданное культурами Франции, Италии, Германии. Это убеждение воплотилось в его стихах. Как отмечал Пушкин, переведенные Батюшковым стихи западных авторов в литературном отношении порой даже лучше, чем оригиналы.

Батюшков оказал колоссальное влияние на формирование русского литературного языка. Русская культура начала XIX века была двуязычной. Русские дворяне пользовались и русским, и французским языками, разделяя сферы их применения. Французский считался языком культуры, и если нужно было говорить про живопись, музыку, литературу, философию, политику, любовь, то использовали именно его – в русском на тот момент еще не было достаточно широко разработанного арсенала соответствующих языковых средств. Вспомним хотя бы начало роман Л.Н. Толстого «Войны и мир», где эта особенность речевого поведения наглядно отображена.

Поэты занимались обработкой русского языка, созданием такой литературной формы его, которая могла бы употребляться для разных ситуаций и успешно конкурировать с французским языком. Батюшков как поэт способствовал развитию выразительности русского литерного языка, его возможности передавать тончайшие оттенки смысла, нюансы психологических состояний и переживаний. В этом смысле значимость батюшковской поэзии трудно переоценить. Он – общероссийская литературная величина, а для культуры Вологодского края – одна из крупнейших фигур. Почему его творчество и изучают в школе – пусть не очень подробно, но изучают. Почему и памятник в Вологде ему поставлен.

Батюшков – фигура важная, о которой нужно помнить и нужно говорить. И школьников нужно приводить в те места, которые с ним, с его жизнью связаны. Это и будет способствовать воспитанию культурного патриотизма. В Вологде и Вологодской области такие места существуют. Музей Батюшкова, к сожалению, уже прекратил свое существование – но есть небольшая экспозиция, посвященная поэту, в музее «Мир забытых вещей». Сохранились два дома в Вологде, где жил поэт. Музей-усадьба Батюшковых находится в Устюженском районе. В стенах Спасо-Прилуцкого монастыря на окраине Вологды погребен прах поэта. Ну, и, конечно, сам памятник на Соборной горке – одна из важнейших достопримечательностей.

Отношение к памятнику было и есть разное. Но, невзирая ни на что, он – достопримечательность Вологды, мы с ним свыклись и относимся к нему как к части нашей культуры, нашей жизни.

Да, бронзовый Батюшков и его бронзовое окружение выглядят своеобразно. Бытует даже мнение, что на Соборной горке – памятник не столько поэту, сколько воину, который участвовал в Наполеоновских войнах, зарубежных походах и вступал в Париж вместе с русскими войсками в 1814 году. Пресловутый конь в скульптурной композиции, отнюдь не похожий на Пегаса, соответствует именно этому представлению. Однако в памятнике должен быть увековечен Батюшков-воин или Батюшков-поэт? Который из них в большей мере значим для нашей культуры?

Некоторое сомнение может вызывать фигура Афины Паллады – богини-воительницы и богиня мудрости. Почему именно она? Да, у Батюшкова есть в поэзии греческие мифологические образы и мотивы, но они преимущественно иного плана – амуры, вакханки, грации, пенаты, венки из роз, свирели и проч. Может быть, не совсем адекватна поэтическому миру Батюшкова и девушка в русском национальном костюме. Это образ не из его стихов.

И все-таки, несмотря на все эти «странности», хорошо, что памятник поэту в Вологде есть. Без него, наверное, и наш город был бы не совсем таким, каким он нам дорог.

Алина Махлина, Елена Легчанова

Вышел в свет сборник воспоминаний горожан о Вологде

«Вологжане о Вологде» – так называется сборник воспоминаний, который на днях вышел в издательстве «Древности Севера».

Книга А.Сазонова "Вологжане о Вологде"
Книга А.Сазонова «Вологжане о Вологде»Ю Вологда 2022 г.

О чем мечтали и во что верили вологжане разных лет? Какой была Вологда во времена их детства, юности? Что такое «бассейка», и где находилась парашютная вышка? Об этом и многом другом можно узнать в сборнике, который выпущен к 875-летнему юбилею города.

– Это сборник воспоминаний жителей о времени и о себе, — о том времени, которое связано с городом, – говорит один из авторов книги и член редколлегии, вологодский краевед Александр Сазонов.

Ранее NewsVo рассказывал, как осенью прошлого года вологжанам предлагали стать участниками этого проекта и присылать свои воспоминания, связанные с Вологдой.

– В последнее время печатается много краеведческой литературы о Вологде, и это очень хорошо, – рассказал тогда NewsVo Михаил Глазов, руководитель вологодской общественной организации «Держаться корней». – Но в основном авторы таких изданий – это люди, которые уже состоялись в профессии, например, краеведы или журналисты. А есть еще очень много людей, которые сами никогда бы не пришли к писательству. Какая-нибудь бабушка сидит на кухне, у нее много воспоминаний, но она сама никогда их не запишет. Такие воспоминания уходят вместе с людьми.

По словам Михаила, в сборник вошли простые жизненные истории о том, каким был наш город 50-60 лет назад, какие были улицы, дома, магазины, кинотеатры, на какое кино ходили, что больше всего помнится, что удивляло, то есть такие подробности, которые могут быть интересны массовому читателю, вологжанам.

К сожалению, в процессе подготовки издания к печати в стране значительно изменились цены на бумагу. Авторам проекта пришлось выбирать, что сокращать, тираж или объем.

– Пришлось по одежке протягивать ножки – ужимать текст, – говорит Александр Сазонов.

По словам Александра Иринеевича, интересно было бы посидеть с авторами этих текстов о Вологде за одним столом и мысленно перенестись в годы молодости:

– Читаю книгу и понимаю, как важно сохранить детали быта и ощущение ушедшей навсегда эпохи (а это весь двадцатый век) для будущих вологжан. Ведь каждый помнит свое, а с возрастом еще и аберрация памяти происходит. «Все, что было не со мной, помню!» – знакомо? Бывает и наоборот. Я, например, не помню взрывов льда у Красного моста, но каждый третий автор об этом пишет. Приходится верить.

Авторы проекта «Вологжане о Вологде» говорят, что в продажу эта книга не поступит, но однако ее можно будет получить в подарок или выиграть в творческом конкурсе, информация о котором появится в группе вологодской общественной организации «Держаться корней». Также книга появится вскоре во всех вологодских библиотеках.

Презентация книги состоится 16 июня в 18:00 в областной библиотеке имени Бабушкина по адресу: Вологда, Марии Ульяновой, 1. Запись на презентацию по ссылке.

Возрастных ограничений нет.

NewsVo 17.05.2022

Деревянная Вологда переходит в книги, альбомы, календари и … в пряники

Сто лет назад 95 процентов домов Вологды были деревянными, пятьдесят лет назад — 80 процентов. Сейчас в городе всего 80 домов-памятников, из которых половина находится в плачевном состоянии. Недавно их число уменьшилось еще на один дом: объект культурного наследия федерального значения — дом купца Шахова — сгорел в октябре…

Деревянная Русь уходит в историю. Сейчас, на перекрестке времен, мы должны решить, уйдет она от нас навсегда, сгорит в пожарах или мы все-таки сможем сохранить для наших потомков образцы деревянного зодчества.
Тема сохранения «зримой памяти» заинтересовала вологжанку Полину Зелову. На пряничный фестиваль, который проходит сейчас в Санкт-Петербурге, она послала пряничную композицию из козульного теста «На перекрестке надежды».

На фото 1-3 последовательно показан дом Шахова в первоначальном виде, после второго пожара и после третьего. На фото 4 символическое добро в образе птицы феникса борется со злом (черная птица справа). На фото 5 — наличник дома крупным планом.

В уменьшенном варианте эта композиция будет представлена с 14 декабря на фестивале «Пряничная Вологда». Он будет работать до 24 декабря в МАУК «Центр ремесел», расположенном в доме № 20 по ул. Благовещенской.
Пряничному домику после мероприятия предстоит быть съеденным. А для реального дома Шахова хотелось бы другой судьбы. Если на месте остатков дома власти дадут разрешение на постройку очередного каменного коттеджа, — это будет за пределами моего понимания. А вот если власти вместе с бизнесом найдут возможность для воссоздания дома в дереве, — это было бы лучшим, на мой взгляд, исходом.

Опубликовано 13.12.2021 Newsvo