Большую Благовещенскую улицу до недавнего времени украшал дом под номером 25

Большую Благовещенскую улицу до недавнего времени украшал дом под номером 25 — добротный, характерный для Вологды, с угловым балконом (фото 1 и 2) , стоявший между полукаменным и одноэтажным деревянным. В отличие от соседей спален, затем разрушен — характерная для Вологды история. Вечером 12 октября смотрю — отцилиндрованные бревна крановщик сразу складывает в сруб (фото 3). От комментариев, что получится в результате, пока воздержусь. Одно радует — не каменный коттедж.

Вологда, ул.Большая Благовещенская 25 Вологда, ул.Большая Благовещенская 25 Вологда, ул.Большая Благовещенская 25

 

 

 

 

 

Опубликовано: 13.10.2022 Блогово

Площадь Революции как зеркало вологодской истории

Шестого сентября в администрации Вологды запланировано обсуждение концепции площади Революции. Да побьют меня демократы, я бы общественность к вопросам градостроительства не допускал. Представьте, что консилиум врачей решает судьбу больного и в качестве равноправных партнеров привлекает его родственников. Судьба больного предрешена.

Площадь на порядок более сложный объект, чем речка Золотуха и на два, чем бульвар Пирогова. Архитектор, взявшийся за такой объект, должен быть творцом с большой буквы. Это раз. Второе: сколько раз я встречался с тем, что хорошие идеи получали безобразное воплощение — и за счет их извращения и за счет плохого качества работ. Организовывать и контролировать реализацию идеи должен талантливый и жесткий управленец уровня Лаврентия Павловича. Ни того ни другого в нашем городе нет, думал я, идя на встречу с архитекторами из Питера и их вологодскими коллегами из Лаборатории городской среды, которая прошла сегодня, 5 сентября, в Доме архитектора.

Шел со скепсисом, ушел с надеждой. Специалисты сумели по максимуму учесть «пожелания трудящихся», даже остроумно объединили в одно целое такие противоположные пожелания, как «оставить «зуб» и «восстановить фонтан»: каждый, пришедший на площадь, должен увидеть и то и другое. Кто-то скажет, что авторы сочетали несочетаемое и впихнули невпихуемое. А я воспринял концепцию как иллюстрацию к учебнику истории.

В самом деле: мы увидим на площади и все три храма, здесь стоявшие, но при этом постановление правительства области от 24.12.2018 г. № 1200, рекомендовавшее их восстановление двух из них (Спасо-Всеградского и Николы на Сенной), не будет исполнено; увидим все стоящие сейчас на площади здания, монументы и памятные знаки, вплоть до хачкара. Архитекторы продумали даже такие мелочи, как чугунные приствольные круги у деревьев с вологодскими кружевным мотивами, информационные указатели о достопримечательных объектах и многое другое. А если еще будут учтены ценные замечания, высказанные вологодскими профессионалами-архитекторами, на площади Революции можно будет, как на уроке, изучать вологодскую историю пяти веков: кто созидал, кто партачил, кто думал о вечном, кто о сиюминутном, а заодно и поразмышлять о своей роли в цепи поколений…
В общем, «Архитектор» у нас нашелся, осталось подыскать «Берию».

 

Опубликовано: 06.09.2022 [Блогово]

Из серии «Посмотрел — и задумался». Сюжет пятый: «Про деградацию»

После этого «шедевра» рекламного искусства висевшая рядом вывеска «Еда и выпивон» вспомнилась мне как образец высокой культуры. А ведь наверняка найдутся «дебилоби», которые сюда с удовольствием пойдут.

 

Опубликовано: 22.08.2022 [Блогово]

Из серии «Посмотрел — и задумался». Сюжет второй: «Про реставрацию»

 

 

 

 

Смотрю на дом на Зосимовской, 54, проданный инвестору для реставрации, и возникает смутное подозрение, что готовят его совсем не к восстановлению (см. фото 1-3: в фас, сбоку и сзади). Якимовы и их последователи реставрируют дома гораздо бережнее.
Помню второй такой дом в стиле конструктивизм на углу с Железнодорожной (ныне Ветошкина) улицей, часто ходил туда в столовую. Местные жители называли эти дома севтранлесовскими, пропуская букву «с» после «н».
Подозрения укрепились, когда взглянул на кирпичный новодел № 54а во дворе, выстроенный в стиле «а ля конструктивизм», в котором сейчас размещается редакция газеты «Красный Север». Вот только бетонные плиты балконов выдают грубую подделку (фото 4).
Кто-то скажет — красивый дом, что не нравится? Не нравится, что подлинность исчезает. Кто не понимает разницу между подлинной вещью и подделкой, тот (отвечу любимой цитатой К.Н.Батюшкова) «жалостно ограблен природою при самом его рождении».
Очень хотелось бы думать, что опасения необоснованны. Но в случае с этим домом лучше «перебдеть, чем недобдеть». Ведь с его возможной утратой Вологда лишится целого стилевого направления — советского конструктивизма, воплощенного в этом здании. А именно стилевое разнообразие отличает и выделяет наш город среди других, имеющих памятники деревянного зодчества. Надеюсь, что за ходом реставрации зорко следит Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия области вместе с администрацией города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 12.08.2022 [Блогово]

Из серии «Посмотрел — и задумался». Сюжет первый: «Про мусор»

Вологодская картинка с натуры: у Мяснорядского моста рабочие загружают в машину контейнеры с мусором. Несколько пластиковых бутылок падает на мостовую. Машина уезжает, пластик остается лежать на центральной улице Мира. От неожиданности даже заснять не успел!

Вспомнил древнюю притчу. Прохожий спросил у строителей: «Что вы делаете?» Один ответил: «Сам не видишь? Кирпичи таскаю!» Второй пробурчал: «Деньги зарабатываю.» И только третий гордо произнёс: «Я строю дворец!» Мусорщики, загрязняющие город — нонсенс! — явно только зарабатывают деньги.

Ладно, что с работяг возьмешь? Но вот кто из должностных лиц с высшим, наверняка, образованием додумался поставить мусорные контейнеры почти рядом с памятником архитектуры на улице Маяковского? В какое бы время дня ни проходил здесь с туристами, всегда вижу такую помойку, как на снимках. Будучи членом Общественного совета города, при объезде экскурсионных маршрутов дважды предлагал перенести контейнерную площадку на соседний пустырь или проявить смекалку и замаскировать контейнеры (двадцать лет назад в центре Вены не сразу понял, что передо мной, в окружении зеленых пергол, обычные мусорные контейнеры). С тех пор прошло уже больше трех лет…

А дом, если бы умел говорить, сказал бы: «Вот уже почти полвека, как перевезли меня с исторического места на улице Герцена и забыли, ни разу не ремонтировали. Смотрят на меня и фотографируют многочисленные туристы. А я с надеждой смотрю только уже на волонтеров — «томсойерфестовцев».