Жизнь — это миг, пока горит свеча!

— именно так, объединенной цитатой из двух песен, я озаглавил бы рецензию на спектакль Алексея Ожогина «Жизнь человека». Но, увы, жанр рецензии давно умер, по крайней мере, в Вологде. А ведь еще каких-то …дцать лет назад прекрасный разбор спектакля нашего же драмтеатра по пьесе того же Леонида Андреева «Дни нашей жизни» написала Юлия Викторовна Бабичева, скончавшаяся 23 февраля. Ну так она же — доктор наук и специалист по творчеству Андреева, хотя писала много и о других постановках вологодских театров, например, помнится профессиональный отзыв на «Ревизора» в постановке Б.Гранатова. Хорошая рецензия тогда строилась по классической схеме: справка об авторе и его произведении, размышления о том, зачем режиссер именно сегодня взял эту пьесу, как он и актеры справились с поставленной задачей… Но, закончилась эпоха профессионалов.

Главному режиссеру театра А. В. Ожогину, в первом, после его назначения, радиоэфире я задал вопрос о репертуаре. Рад, что ответ Алексея Вячеславовича о разнообразии жанров и авторов не расходится с делом. Мне ближе постановки, заставляющие задуматься над тем, так ли ты живешь и есть ли во всем этом какой-то смысл, ведь и сама жизнь, по Жванецкому, как клавиатура рояля: черная клавиша, белая и — крышка! Именно поэтому выбрал спектакль «Жизнь человека». Прочитал предварительно зрительские отзывы, которые нашел не без труда — почему-то в драмтеатре нет гостевой книги, как в ТЮЗе. Много откликов разочарованных зрителей, развращенных антрепризными и местным комедиями.

Вспоминаю, как купил билет на одну из таких привозных комедий. Поразила публика — ни одного знакомого лица, как будто я попал в другой город. Удивила и экзальтированная реакция на выход на сцену известных артистов, примерно, как на клоуна в цирке, — смех и аплодисменты чуть не после каждой реплики ходящей живой знаменитости. Через неделю-другую смотрел тоже привозной, но уже серьезный спектакль «Маскарад маркиза де Сада». Публика примерно та же. Перед спектаклем прозвучал голос: «К вам обращаюсь я, Роман Виктюк!». Зрители сразу начали аплодировать, пока не поняли, что режиссер всего лишь просил выключить мобильники. Дальше спектакль шел в почти гробовой тишине с неискренними дежурными хлопками в финале. Ну не идут в Вологде такие постановки. Снята с репертуара «Утиная охота» в ТЮЗе, которую предлагали номинировать на «Золотую маску», хотя спектакль произвел на меня сильное впечатление отточенной режиссурой и прекрасной игрой актеров даже при просмотре в Интернете во время карантина.

Это не рецензия, а размышления после просмотра. Не буду пересказывать сюжет и анализировать игру актеров — они, следуя режиссерскому замыслу, работали на главную задачу — заставить зрителя думать и после окончания спектакля. И режиссер и актеры задачу выполнили. За пару часов перед зрителем промелькнула, как в студенческом конспекте («рай с любимой в шалаше» — богатство, слава и сопутствующие ей псевдо-друзья — падение — утрата самого дорогого — одиночество — дележ наследства), человеческая жизнь — от внутриутробного состояния до неизбежного конца. Все мы пришли из ничего и уйдем в никуда. Страшно это осознать? Если осознаете и поймете хоть что-то в этой, своей жизни, то, может быть, не будете при последнем издыхании кричать Всевышнему — проклинаю, как это сделал Человек? В этом смысле спектакль жизнеутверждающий. Не все пропало, никогда не поздно что-то изменить в своей судьбе, ведь не предопределена же она, в самом деле, как у андреевского Человека, хотя и в спектакле свеча в руке Всевышнего продолжает гореть, но уже для другого… С такими раздумьями даже не сразу хочется аплодировать. Примерно в таком же кратковременном ступоре обычно пребывают и слушатели в финале Шестой, предсмертной, симфонии Чайковского.

Чтобы мои размышления не смахивали на рекламу, добавлю «ложку дегтя». Картина первая показалась затянутой (ну это я, очевидно, не вник в авторский замысел), а в картине четвертой хотелось бы чуть усилить голос Старушки, особенно, когда ограничения по наполнению зала будут сняты. Впрочем, в неполном зале тоже есть свои преимущества — в буфете толкучки нет. Буфет, кстати, не порадовал: сосиска в тесте в областном храме Мельпомены — это не комильфо, особенно, если сравнивать с ассортиментом ярославского или столичных театров. Если бы рюмку водки к ней подавали, еще куда ни шло, можно было бы глубже вникнуть в тему постановки. Но в нашем театре сухой закон. Зато столичного уровня наш театр почти достиг в цене программки. Помню, что полвека назад у нас были самые дешевые программки в Союзе — три копейки, сейчас — шестьдесят рублей. Как сосиска в тесте.

К основной теме. «Театр бесполезен, но необходим», — прочитал я высказывание Эжена Ионеско на соседнем со мной, планово-пустующем кресле. Не согласен. Спектакли, воздействующие не на мышцы живота, а на извилины мозга и сердечные струны очень полезны для развития такого невидимого органа, как душа. Спектакль «Жизнь человека» вологодской драмы в постановке А. Ожогина — один из таких.

Не только дурной, но и хороший пример бывает заразителен

В новогодние праздники позвонил мне москвич Семён, приехавший в Вологду в качестве туриста. На мою экскурсию он не попал, так как новогодние даты были заранее расписаны, но книгу о деревянной Вологде купил. Прочитал ее за один присест, и, погуляв по городу, возымел желание приобрести с целью восстановления один из наших деревянных памятников. Вариантов было несколько, в том числе и многострадальный дом Шахова на Воровского, 34. Но из-за упертости одного из собственников (не хочу даже называть его фамилию), не захотевшего задешево продавать свою долю, дому опять не повезло. После интенсивных консультаций выбор Семёна Дмитриевича остановился на почти полностью разрушенном доме на набережной VI Армии, 81, который издревле «держал» излучину реки и хорошо был виден от обелиска 800-летия Вологды.

Надеюсь, что через несколько лет восстановленный по уже разработанному проекту дом будет достойным ответом тем немногим, но активно проявляющим себя с соцсетях вологжанам, которые ненавидят исторические «деревяшки и гнилушки», как они их называют, и порадует всех остальных жителей города и туристов. Не только дурной, но и хороший пример бывает заразителен (имею ввиду семью Якимовых, отреставрировавших три исторических вологодских деревянных дома).

Подробнее об этом можно прочитать в газете «Премьер» от 12.02 — вот две ссылки:
premier.region35.ru
premier.region35.ru

Так совпало, что сегодня же, 12 февраля, получил из печати очередное издание книги «Деревянная Вологда. Сохраненное и утраченное». Подсчитал, что из 76-ти тысяч экземпляров моих книг 27 выпущено издательством «Древности Севера» с которым сотрудничаю уже пятнадцать лет.

А.И. Сазонов "Деревянная Вологда: сохраненное и утраченное"
А.И. Сазонов «Деревянная Вологда: сохраненное и утраченное»

Радио сообщило: «Умер Василий Лановой»… При курьезных обстоятельствах довелось с ним накоротке пообщаться в Вологде

После гастрольного спектакля «Посвящение Еве» в драмтеатре я так аплодировал, что выронил телефон. Пропажу получил спустя четверть часа у вахтера. А тут Лановой с Е. Князевым выходят. Высказал впечатления о спектакле, который в другом исполнении, на мой взгляд, в Вологде успеха бы не имел и спросил актера о школе чтецкого мастерства, которую он хотел открыть. Искусство чтения только на первый взгляд кажется легким. Иногда в уме точно знаю, как надо прочитать стихотворение, но не могу. Василий Семенович улыбнулся моим словам и привел в пример Николая Гриценко: «Великий был актер, а стихи читать не умел» и сказал, что ему достаточно кафедры актерского мастерства в театральном училище.

О большем поговорить не удалось, так как вездесущие поклонницы Ланового постоянно отвлекали. Артисты отправились отдыхать в гостиницу «Англитер», а я — на Кремлевскую площадь, на концерт одной из любимых певиц — Тамары Гвердцители. Каково же было мое удивление, когда после песни «Виват, король!» на сцену с букетом цветов не поднялся, а взбежал Василий Лановой, как будто и не было только что двухчасового спектакля, державшего в напряжении зал вологодской драмы!

Василий Лановой на гастролях театра в Вологде

Эта история произошла в 2010 году, когда В. Лановой и Е. Князев приезжали в Вологду на очередной фестиваль «Голоса истории»

Зуд переименований

В 1993 году власти города попытались вернуть шести улицам исторические названия. В пяти случаях сделали это неправильно — или объединив два-три старых в одно или упустив в названии улиц слово «Большая». Сейчас пытаемся наступить на те же грабли…

С конца 18 века дома на перекрестке современных улиц Мальцева и Благовещенской всегда стояли под углом к нему — это было предусмотрено в первом генплане города, утвержденном Екатериной Великой. Образовалась ромбовидная или квадратная (помним, что квадрат — частный случай ромба) площадь.

Интернет-портал «Живое наследие» в публикации от 31.12.2020 предложил назвать этот перекресток площадью Октагон, отметив, что такая есть и в Будапеште. «А сколько в мире настоящих проблем!» — подумал я вслед за героем А. Райкина. В публикации нашел ряд неточностей: авторы неправильно считают, что в Вологда масштабнее Томска в части деревянной архитектуры — в Томске 700 (!) деревянных объектов культурного наследия, в Вологде я для издания календаря о деревянном зодчестве города на 2021 год еле нашел полтора десятка прилично выглядящих домов, не знают, что отель «Библиотека» и дом на Мальцева, 5/29 не деревянные здания, исказили имя жены Г. П. Якимова, которого совершенно справедливо хвалят за его подвижническую работу по сохранению деревянного зодчества Вологды. Тем не менее, администрация города отнеслась к предложению серьезно: на «Вологда Регион 35 ТВ» устроен опрос граждан по переименованию, граждане активно участвуют.

Мое отношение к предложению по названию площади отрицательное. Во-первых, не нужно внедрять латиницу в русскую топонимику, во-вторых, на новой площади не будет нумерации домов с ее названием (все дома на перекрестке уже пронумерованы), в третьих, в русских названиях чаще используются прилагательные, а не существительные (парижская улица Кота-рыболова в Вологде была бы Которыбацкой), в-четвертых, не стоит умножать сущности. Поставьте вы табличку с текстом об истории формирования площади! Не нужно высасывать из пальца новые истории, если есть настоящие!

Не исключаю, впрочем, что авторы предложения просто ёрничают. Тогда могу их в этом поддержать: можно назвать площадь Пентагоновской — ведь один из домов на перекрестке имеет столько же граней, сколько и у американского военного ведомства, или Скотланд-Ярдовской — ведь в одном из домов жил самый знаменитый английский разведчик.

Желание войти в историю понятно, но, не зная логики ее развития, всегда есть шанс в нее вляпаться. Не хотелось бы, чтобы это произошло в очередной раз.

Опубликовано 14.01.2021 на Blogovo

Две хорошие новости

Две архитектурные премьеры прошли в Вологде накануне Дня города. Открылись после реставрации два деревянных дома-памятника. Такого на моей памяти не было. Дом на Мальцева, 18 получил новую жизнь благодаря семье Якимовых, а дом на Благовещенской, 20 воссоздан на средства городского бюджета.
Дом на Мальцева для меня до сих пор оставался в тени стильного соседа, углового особняка Дружининых, по отношению к которому отреставрированный дом являлся флигелем. Дом на Благовещенской, самый характерный тип вологодского дома, всегда считал таким же символом деревянной Вологды, как Софийский собор — символом каменной. Результаты реставрации взгляд несколько поменяли.
Когда, лет семь назад, меня спрашивали, каким способом реставрировать дом на Благовещенской — методом лифтинга на месте или перебора на базе реставратора А.В.Попова, я отвечал, что важен не способ, а чтобы памятник после реставрации был узнаваем. Был выбран второй вариант, работы начались, но вскоре затормозились. Александр Владимирович жаловался, что глава города Е.Б.Шулепов приостановил финансирование, Евгений Борисович обвинял мастера в применении бензопилы при реставрации памятника. Дом переходил из рук в руки, подлинные элементы декора утрачивались (см ссылки на мои публикации:https://newsvo.ru/blogovo/96984 ; https://newsvo.ru/blogovo/97324).
Денег ушло 53 миллиона, но на дом теперь могу смотреть только метров с пятидесяти: не хочется подойти к нему ближе и потрогать, как соседний, под номером 22, который хранит тепло человеческих рук. Жаль еще, что в доме не открылся музей вологодского быта, как мечтала Снежана Малашина, уже начинавшая собирать экспонаты. Вологде так не хватает Музея города!
Дом же на Мальцева реставрировался тщательно, с изучением как самого здания, так и старых фотоснимков, в результате чего появился симпатичный балкончик над входом, лестница с исторической формы балясинами. Многое удалось исправить после неудачной реставрации советского времени (были, оказывается, и тогда халтурщики). Перед домом построили даже деревянный тротуар, на Благовещенской, к слову, обновили асфальт. Что сделано для себя и с любовью, то и смотрится душевно. К пуску объекта губернатор поощрил Г.П.Якимова благодарственным письмом. Хотелось бы, чтобы и медаль «За заслуги перед Вологодской областью» нашла героя; ведь уже три дома сохранены им для потомков, на очереди дом Засецких. Думаю, что все у Германа Петровича будет — и звание почетного гражданина Вологды и гос. премия Вологодской области. Все-таки этот человек впервые после В.Д.Парменова (хотя многие не могут простить этому градоначальнику снос Спасо-Всеградского собора) занялся системным сохранением деревянной Вологды. Хотелось бы еще, чтобы власть, и городская и областная, не только в полной мере использовала возможность включения Вологды в федеральные программы реставрации, выделяла средства из бюджета региона и города, но и административно помогала семье Якимовых и их последователям (а они появились!) в дальнейшей реализации их планов, ведь эти люди буквально исполняют часть 3 статьи 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
 
Вологда Дом после реставрации
Вологда Дом после реставрации
А.Сазонов проводит экскурсию перед открытием выставки печных дверок в доме Дружининых 15.07.2020
А.Сазонов проводит экскурсию перед открытием выставки печных дверок в доме Дружининых 15.07.2020
А.Сазонов проводит экскурсию перед открытием выставки печных дверок в доме Дружининых 15.07.2020