очень бы хотелось видеть реку и набережные не только на красивых картинках

ЧЕРЕЗ 10-20 ЛЕТ В РЕКЕ ВОЛОГДЕ МОЖНО БУДЕТ КУПАТЬСЯ!

Первая встреча вологжан с разработчиками эскизного проекта набережной реки Вологды, который должен быть представлен общественности в ноябре, продолжалась более трех часов и закончилась поздно вечером в бывшем теперь уже кинотеатре «Салют».
Начали с запозданием на четверть часа, потом отвечали на риторические, с моей точки зрения, вопросы: актуально ли развитие набережных реки и насколько существующие набережные отвечают идеалу. После началась сама презентация проекта развития набережных, разделенных на десять зон. Затем представители каждой из десяти групп, собравшихся в зале, высказывали мнение по этим зонам.
Я шел на мероприятие, ностальгируя по двум пляжам моего детства, лодочным прогулкам; как житель, хотел узнать будут ли когда-нибудь бетонно-булыжные берега снова зелеными, а как экскурсовод — будут ли прорежены зеленые заросли, полностью скрывающие от туристов, стоящих у обелиска 800-летия, Сретенскую церковь и, частично, Софийский собор.
Сразу скажу, что слова говорились хорошие. По обоим берегам набережных, а это десять километров, можно будет пройтись от парка Мира и до Петровского домика, в том числе и под Октябрьским мостом, два километра будут только пешеходными. В пример приводились Казань, Нижний Новгород и наши — Тотьма и Вытегра. На всем протяжении запланированы удобные спуски к воде, предполагается возведение пешеходных мостов (предлагалось четыре места на выбор).
Бальзам на душу — будет проведена «работа над ошибками»: бетонное «корыто» или, скажу помягче, канал, в который частично превратилась река, будет скрыто за счет устройства габионов с зеленью поверх их (предлагались также и деревянные конструкции). Почему лица принимающие решения четыре года назад не прислушались к мнению вологжан, протестовавших против бетонирования? Видимо, такое у них было представление о красоте и пользе. Вот только полторы сотни миллионов ушло в никуда…
Каждой из десяти групп была предоставлена возможность высказаться, выдвигая и самые фантастические предложения. От нашего стола такими стали реставрация Скулябинской богадельни и открытие в доме Леденцова Дома научно-технического творчества (или пропаганды) имени Х.С.Леденцова, с музейным уголком, рассказывающем о подвижнике науки. Каждый участник встречи также мог высказаться по любому вопросу. Я, например, предложил на месте снесенного «Труда» сделать сквер с низкой растительностью, чтобы памятники архитектуры Заречья, прежде всего две церкви, были видны и с улицы Мира и поддержал идею музеефикации того, что под землей наверняка осталось от рыбных рядов, а, может даже, и создания Музея археологии. Зал отреагировал аплодисментами.
Получил и ответ на вопрос об отдыхе на реке. Он сформулирован в заголовке и это дословная цитата из презентации — хотите верьте, хотите — нет.
Мой возраст и жизненный опыт подсказывают, что верить надо не всему сказанному, хотя очень бы хотелось видеть реку и набережные не только на красивых картинках!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.05.2023г. Блогово

В ноябре Российское общество «Знание» отсняло мою экскурсию «Деревянная Вологда»

В ноябре Российское общество «Знание» отсняло мою экскурсию «Деревянная Вологда» . Экскурсантками были студентки Вологодского университета. Сегодня получил ссылку:
https://vk.com/video-205893719_456239516.
Первые три минуты видео на моем ПК шло с многократными остановками, потом — нормально. Съемки велись с трех камер, не считая квадрокоптера. Понравилось совпадение слухового и зрительного ряда, за исключением показа росписей в доме №38 на ул.Герцена, и логические переходы между объектами. С моей стороны было несколько оговорок, особенно смешная — «мещанинка» вместо «мещанка». Нам, как сказала организатор съемок Мария Перетягина, дали лучший съемочный коллектив, поэтому даже моросящий осенний дождик был не заметен.

 

Новый рассказ Александра Иринеевича Сазонова из серии личных воспоминаний об объектах культурного наследия Вологды

Друзья, публикуем новый рассказ Александра Иринеевича Сазонова из серии личных воспоминаний об объектах культурного наследия Вологды. На этот раз речь пойдет об Иосифовском корпусе.
Ждём ваши истории и ваши фотографии! Они будут размещены не только здесь, на нашей страничке ВКонтакте, но и на сайте «Объекты культурного наследия Вологды: интерактивная карта». Пожалуйста, пишите нам личным сообщением сюда, или (что ещё лучше) по электронному адресу drevnostisevera@mail.ru
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Иосифовский корпус Вологодского кремля (Архиерейского двора)

«А почему тут у вас все так разностильно, асимметрично – где разум, где логика?»–– такой вопрос задают мне некоторые туристы, впервые зайдя в Архиерейский двор. А выходя с подворья, люди понимают, что они без помощи фантастической машины времени, книг и альбомов только что прошли с русской архитектурой весь ее исторический путь – от старых форм экономского корпуса, через московское узорочье к европейскому стилю барокко, в котором выстроен Иосифовский корпус.

Портрет Иосифа Золотого
Портрет Иосифа Золотого

Почему епископа Иосифа, при котором было выстроено и это здание, и Воскресенский собор, в народе прозвали Золотым? Во-первых, гражданская фамилия у него была Золотов, во-вторых, любил он, чтобы все было «красиво-богато». Третью причину мне подсказала одна экскурсантка, взглянув на портрет умудренного жизнью (или утомленного долгим позированием) владыки: «Борода у него рыжая. Не рыжий я, а золотой!» А я удивился, как сам до этого не додумался. С разумом-логикой у архипастыря было все в порядке. По двунадесятым праздникам он шел на службу в Софийский собор, не касаясь стопами матушки-земли: по своим палатам, по гульбищу Гаврииловского корпуса, по двухарочному переходу в надвратную церковь, – а там от Святых ворот до главного входа в собор оставалось пройти по земле саженей пять, не больше.

Начало этого пути любой коренной вологжанин прошел уже в детстве: ведь отдел природы музея-заповедника располагается именно в Иосифовском корпусе. Напрочь врезались в память: императорский пингвин, подаренный музею земляком-полярником, птичка-невеличка, сидящая на чаше весов, а на другой – съеденные ею за день мошки, филин, в 1926-м (?) году севший на стоп-кран и своим весом остановивший поезд. А самым впечатляющим был огромный медведь на задних лапах, с оскаленной пастью и занесенной на зрителя правой лапой. В 2008-м году была даже выставка об этом мишке – «Легендарный экспонат».

Сазонов А.И.
Выступление в прениях о судьбе речки Золотухи. Пост Вконтакте «Сон не в руку» от 02.09.2022 г.

А в 2022 году зав. отделом природы музея Е.В.Дробышева организовала не менее интересную выставку «Малая река большого города» о Золотухе и серию лекций о ней, от биолого-географических до историко-археологических. На одной из лекций я не удержался и выступил в прениях, с удивлением узнав, что никогда я пригоршню воды из Золотухи зачерпнуть не смогу: восемьдесят процентов воды в речке не природного происхождения.

Парадные залы Иосифовского корпуса используются не только музеем, но и властями города и области для разного рода торжественных мероприятий. В сентябре 2022 года я поздравлял здесь своего одноклассника по восьмой школе Володю Рыбникова с награждением его медалью Х. С. Леденцова: ведь именно он открыл «городу и миру» имя подвижника русской науки.

На открытии выставки о Х. С. Леденцове и вручении медалей его имени 29 сентября 2022 года. В. А. Рыбников в середине первого ряда

В этом же зале годом раньше принимал участие в семинаре, организованном зав. отделом реставрации музея О.А.Соколовой. С приветственным словом, в числе других, выступил и глава митрополии. В первой фразе владыка поблагодарил за приглашение, а во второй сказал, что вообще-то я здесь не в гостях, а дома…

Против реституции церковного имущества я ничего не имею, только нужно с теми, кого выселяют, поступать не как лиса с зайчиком в известной русской сказке. В 2016 году Воскресенский собор вернули епархии, выселив картинную галерею в никуда. Хорошо, что 29 декабря 2022 года она открывает для посетителей двери приспособленного для этой цели здания бывшего проектного института на ул. Мира, 34, но у музея остается достаточно забот. Если реставрация (и зданий и экспонатов) ведется, то проблема с депозитарием – современным хранилищем фондов – не решается, несмотря на обращение Президенту, подготовленное вологодским отделением Общероссийского народного фронта.

Вернусь снова к личному.

Замятина Н.А.
Моя бабушка — Надежда Алексеевна Замятина. Фото В.К.Тарасовского, искуснейшего музейного фотографа — посмотрите, как свет поставлен!

Бабушка рассказывала, что до войны дети в музее могли смотреть не только на чучела животных, но и любоваться на живых зверей в зооуголке! Для нее музей был последним местом работы. До 82-х лет она не только продавала билеты посетителям, но и выдавала зарплату более чем сотне сотрудников, успевая и отвечать на вопросы гостей о музее и городе. Общий стаж работы бабушки, если взять за точку отсчета торговлю булочками на Каменном мосту во времена НЭПа, составил 68 лет! Когда задумаешься об этом, становится стыдно числиться пенсионером в свои семьдесят.

Блогово 28.12.2022

Из серии «Посмотрел — и задумался». Сюжет четвертый: «Про память»

«Река времён в своём стремленьи/Уносит все дела людей», — вспомнил последнее творение Г. Р. Державина, глядя на останки вологжан, живших в городе за полтысячи лет до моего появление на свет (фото 1).
Археологи сейчас гадают, откуда рядом с домом Засецких оказался некрополь с пятью десятками могил, ведь Ильинский монастырь, при котором могло быть (и наверняка было) кладбище, более чем в сотне метров отсюда? Возможно, здесь стояла одна из восемнадцати церквей, не восстановленных и потому забытых, после сожжения города поляками в Смутное время?
Логично было бы продолжить раскопки!

Фото 1
Фото 1

О настоящей истории России мы имеем весьма приблизительное представление — она неоднократно уничтожалась или огнем или фальсификаторами. Единственный достоверный источник исторических знаний у нас под ногами. В данном случае научный интерес сталкивается с интересами арендатора дома, которому важно быстрее его восстановить. Да и государству нужна ли настоящая история? Вспоминаю варварски сметенный культурный слой со слоями деревянных мостовых на Кремлевской площади в 2007-м году. Отпраздновать очередной юбилей Вологды казалось важнее, чем узнать что-то новое о «юбилярше». Нет бы законсервировать часть вскрытой территории и сделать музейный павильон, чтобы люди видели скрытые пласты времени!

«О, память сердца! Ты сильней…»

Применительно к вологжанам К. Н. Батюшков не прав. Короткая у нас память — и была и есть. Археолог Алексей Федоров датирует время захоронений XV–XVI-м веком — не более ста лет. Но посмотрите, как достаточно хаотично расположены гробы и колоды — вплотную, «с нахлестом», друг на друге; только направление захоронений общее (фото 2). Алексей пояснил, что покойника хоронили на глубине в метр, присыпали сверху земельки на аршин, и … забывали. Закапывая следующего удивлялись — ух ты, а кто это там? Ладно, если бы это был очередной мор, когда главное было поскорей закопать, но тут-то захоранивали почти в течение столетия.
Мы сейчас тоже не заморачиваемся этическими проблемами. Полтора десятилетия назад я видел скелеты предков, когда разрыли землю для прокладки коммуникаций рядом со снесенным спортзалом «Труд», где располагалось кладбище при Вознесенской церкви. Десятки лет фигуристы выделывали пируэты на катке как раз над бывшим кладбищем. Об этом я писал в книге «Моя Вологда. Город нашей памяти». Футболисты и сейчас гоняют мяч на поле стадиона «Динамо», тоже частично расположенном на территории кладбища. Правда, некоторые состоятельные вологжане, задумав строить коттедж в центре, уже начинают интересоваться, не над могилами ли будут жить?

Фото 2
Фото 2

Нужен Музей археологии!

За последние десятилетия в Вологде извлечены из земли на свет божий тысячи предметов прошлых веков. Только на базе одного дома Засецких организована целая выставка (на фото 3 — один из стендов). Рядом с раскопом лежит груда камней, из которых Иван Грозный собирался строить кремль (фото 4). Неужели это никому не интересно? Давно пора открыть Музей археологии города. Об этом говорила еще руководитель областного Департамента культуры В. М. Рацко, но правильная идея реализовалась почему-то в Череповце.
Сегодня «мяч» на стороне администрации Вологды!

Фото 3
Фото 3
Фото 4
Фото 4

 

 

 

 

 

Опубликовано: 18.08.2022 [Блогово]

Деревянная Вологда переходит в книги, альбомы, календари и … в пряники

Сто лет назад 95 процентов домов Вологды были деревянными, пятьдесят лет назад — 80 процентов. Сейчас в городе всего 80 домов-памятников, из которых половина находится в плачевном состоянии. Недавно их число уменьшилось еще на один дом: объект культурного наследия федерального значения — дом купца Шахова — сгорел в октябре…

Деревянная Русь уходит в историю. Сейчас, на перекрестке времен, мы должны решить, уйдет она от нас навсегда, сгорит в пожарах или мы все-таки сможем сохранить для наших потомков образцы деревянного зодчества.
Тема сохранения «зримой памяти» заинтересовала вологжанку Полину Зелову. На пряничный фестиваль, который проходит сейчас в Санкт-Петербурге, она послала пряничную композицию из козульного теста «На перекрестке надежды».

На фото 1-3 последовательно показан дом Шахова в первоначальном виде, после второго пожара и после третьего. На фото 4 символическое добро в образе птицы феникса борется со злом (черная птица справа). На фото 5 — наличник дома крупным планом.

В уменьшенном варианте эта композиция будет представлена с 14 декабря на фестивале «Пряничная Вологда». Он будет работать до 24 декабря в МАУК «Центр ремесел», расположенном в доме № 20 по ул. Благовещенской.
Пряничному домику после мероприятия предстоит быть съеденным. А для реального дома Шахова хотелось бы другой судьбы. Если на месте остатков дома власти дадут разрешение на постройку очередного каменного коттеджа, — это будет за пределами моего понимания. А вот если власти вместе с бизнесом найдут возможность для воссоздания дома в дереве, — это было бы лучшим, на мой взгляд, исходом.

Опубликовано 13.12.2021 Newsvo