Как будто на машине времени перенесся на сто лет назад

И мне улыбнулся Чапаев!
В ходе кинофестиваля с иностранным названием «Voices» (нет бы «отцам-основателям», в свое время, назвать его по-русски — «Молодые голоса» — перекликался бы сейчас с театральным «Голоса истории»!) 7 декабря прошел фильм Дзиги Вертова «Годовщина революции».
Начинающий, и будущий выдающийся, режиссер впервые в мире смонтировал из кинохроник «летопись революции» продолжительностью два часа. Пятьдесят копий фильма уже 7 ноября 1918 года демонстрировались во всех городах Советской республи-ки (может быть и в Вологде, в электротеатре «Рекорд», нынешнем «Салюте»). Все копии были утрачены. Была надежда, что экземпляр фильма сохранился в Архиве кино-фотодокументов: там коробки с частями фильма, продолжительностью 10 минут каждая, лежали на разных полках под разными инвентарными номерами: идентифицировать каж-дую часть с фильмом Дзиги Вертова — задача, по теории вероятности, невозможная…

А теперь о пользе разносторонности интересов: литературоведы не интересуются историей кино, киноведы — литературой. Когда случаются исключения, происходят от-крытия. Так случилось, когда историк кино заглянул в архив Маяковского и обнаружил в одном из писем великого поэта полный список титров фильмов Дзиги Вертова в хронологической последовательности. Далее — дело техники и финансирования, которое успешно решил историк кино Николай Изволов, который и представил фильм вологжанам, не отпускавшим его, даже после такого длинного фильма, в течение полу-часа.

Мои впечатления: как будто на машине времени перенесся на сто лет назад. Живые лица на экране сквозь рябь помех. Вот идут солдаты по революционному Петрограду, вот бежит «пес безродный» (мгновенная ассоциация с «Двенадцатью» А.Блока из школьной программы), вездесущие мальчишки, которые суются туда, где их не спрашивают, серый (!) Зимний, старая Москва с неразрушенными храмами и много чего еще.

Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Известно, что Троцкий был более выдающийся оратор, чем Ленин. Когда смотришь на восторженную реакцию людей на его речи, веришь этому безоговорочно. Кстати, единственный кино-сюжет из фильма, знакомый всем — это постановочная беседа Ленина с Бонч-Бруевичем в Кремле. Все остальное было для меня открытием: вот генерал Брусилов, похожий на де-ревенского дедушку, а вот адмирал Колчак — именно таким я его и представлял. Более все-го поразил живой Чапаев: как он попал в кадр?! Ведь Фурманов еще не написал о нем книгу?
Показалось, что Василий Иванович улыбнулся именно мне!

Опубликовано на NewsVo 09.12.2019

В 19 веке в Вологодской губернии в семье крестьянина родился мальчик Саша

СВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ

В 19 веке в Вологодской губернии в семье крестьянина родился мальчик Саша. Раскатившиеся бревна чуть было не сделали его инвалидом детства. Но молитва отцов Соловецких и заложенный природой талант уготовили ему другой путь. Юноша стал художником. Ученик Репина и Куинджи, он к сорока с небольшим годам выставлялся в европейских столицах и за океаном, стал мировой знаменитостью: в 1908 году он, единственный из русских художников, был принят Президентом США Теодором Рузвельтом, один из немногих русских людей награжден орденом Бани, высшим орденом Британской империи, орденом Почетного легиона во Франции. П.М. Третьяков отвел его произведениям целый зал в своей галерее, «не глядя», закупил все его будущие этюды, но … вскоре умер.

Чтобы уж совсем заинтриговать некоторых читателей, скажу, что Александр Алексеевич обосновал строительство железной дороги от Мурмана до Оби. В царское время осуществлению проекта помешала мировая война, в гражданскую им заинтересовался В. И. Ленин. Если б Ильич и НЭП просуществовали подольше, идея, возможно, реализовалась бы не частично, как сейчас. А еще художник открыл санаторий, директором которого был до смерти в 1934 году… Если кто все-таки не понял, о ком речь, скажу, что в Норвегии орден св. Олафа ему вручал Фритьоф Нансен: исследователь Арктики — певцу Арктики, Александру Алексеевичу Борисову.

В Вологодской картинной галерее 15 ноября открылась выставка его картин из пяти музеев страны и фотовыставка, тоже наших земляков, которая рассказывает и о подводном мире Арктики. Поразил контраст между бело-голубой цветовой гаммой «верха», где из-за тороса вот-вот выйдет белый медведь, и цветной и мирной — подводного мира, где акванафт, как в аквариуме, кормит мидией рыбину; хотя мирная медуза может взять в плен и тюленя, а зубатка в фас страшна не меньше акулы. Выставка будет работать еще месяц. Но пост — не об этом.

В аннотациях к картинам на этой, и на аналогичных, «сборных», выставках читаю: «Из фондов Вологодского музея-заповедника». В экспозициях музея этих полотен обычно не вижу. Не логичнее было бы передать художественную часть коллекции музея галерее? В 1954 году и наш краеведческий и ведущие художественные музеи страны поделились с вновь открывшейся галереей своими богатствами. Не пора ли сделать такой подарок к предстоящему открытию нового просторного здания картинной галереи? Понятно, что Великий Устюг не поделится картинами А. Борисова, а Тотьма — картинами Ф. Вахрушова: там они в экспозиции, но вологодскому-то музею можно поделиться частью невидимых зрителю фондов?

На вернисаже пара человек меня поддержала. Значит, идея здравая? А идея, овладевшая массами, как сказал классик, становится материальной силой. Если согласны, прошу своими лайками и комментариями донести предложение до руководителя департамента культуры и туризма области В. А. Осиповского, в ведении которого находятся и музей и галерея.
P. S. Пардон, без иллюстраций: смартфон оставил в гардеробе, в пальто.

Опубликовано 19.11.2019 на NewsVo

Дух места. Ч.VI. Чагода

«Русские города удивительно некрасивы», — писал М. Веллер. Современный архитектор, считал он, мыслит максимум масштабами квартала, окружающего его строение, не видя и не понимая города в целом; исключение — Петербург, зодчие которого всегда помнили и поддерживали первоначальный замысел, — и, добавлю уже от себя, — Чагода.

В 1920-х годах, когда советский конструктивизм стал новым словом в мировом зодчестве, по проекту ленинградского архитектора Ноя Абрамовича Троцкого (Льву Бронштейну не родственник) на месте соснового леса был построен стекольный завод «Белый бычок» и поселок при нем, названный по имени речки — Чагодой. Трехлучье улиц, ориентированных на проходную с памятником Ленину перед ней, вместе с заводскими корпусами образовывали серп и молот.

В память об архитекторе на проходной установлена мемориальная доска. Большинство домов, и на лучевых улицах и на полукружиях, было построено в виде «коробочек», как их назвали местные жители.

Обратите внимание, что на «лезвии серпа» дома стоят не в линию, чтобы вид из окна открывался не на соседний дом, а на открытое пространство улицы или двора. Помнится, еще старинная «Кормчая книга», пришедшая на Русь из Византии, учила ставить избу так, чтобы дым из твоей трубы не заслонял вид из окна соседа. По индивидуальным проектам были построены дома для ИТР, дома-коммуны, общественные здания. Обратите внимание на сложную двускатную крышу и обшивку в виде ромбов. Интересны и мелочи — подсветка номеров домов, чердачные окна разных форм, даже в виде звезды. В течение последних десятилетий дома горели и сносились (пустыри в центре — не редкость); то, что сохранилось до сегодняшнего дня — в аварийном состоянии. Современная застройка взгляд не радует

Чагодощенский музей в прошедшие выходные провел научно-практическую конференцию по сохранению наследия Н. Троцкого. Приехали внучка архитектора, автор книг по истории конструктивизма, главный архитектор области и другие знатоки и любители зодчества. Хотелось бы надеяться, что советы участников помогут сохранению памятника эпохе и что на туркарте области Чагода будет обозначена не только как «родина серых щей».

В Чагоде есть еще интересный музей. Водили нас и на завод, под присмотром охранников, и снимать не дали: опасаются промышленного шпионажа, видимо.

Опубликовано 14.11.2019 на NewsVo

Дух места. Часть V Вологда

А теперь — о главном, для чего и писал эти посты: что столица Русского Севера — Вологда может перенять из опыта южной столицы России — Ростова-на-Дону?
НЕПОДДЕЛЬНУЮ, ИСКРЕННЮЮ И ДЕЯТЕЛЬНУЮ ЛЮБОВЬ К СУТИ ТОГО, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ДУХ МЕСТА!

В Ростовской области эта любовь проявляется в сохранении исторической застройки (см. пост о Таганроге), в установке памятников не только писателям, но и героям их произведений — один памятник о встрече Григория с Аксиньей, выдающийся как по скульптурному исполнению, так и по месту установки, что стоит (фото 1)! А арт-объекты по рассказам Чехова «Толстый и тонкий» (фото 2) и «Каштанка» (фото 3) в Таганроге! Люди понимают, в чем особенность, отличие их города от других — и не только постоянно работают над закреплением в умах жителей и туристов этих особенностей, но и прислушиваются к мнению экспертов, ищут новые направления развития — для этого и был организован в Ростове-на-Дону I Международный конгресс волонтеров культуры и медиа.

Фото 2 Арт-объекты по рассказам Чехова «Толстый и тонкий»
Фото 2 Арт-объекты по рассказам Чехова «Толстый и тонкий»
Фото 3 Таганрог, арт-объект «Каштанка»
Фото 3 Таганрог, арт-объект «Каштанка»

А что в Вологде? Судьба подарила городу сразу три бренда: кружево, масло и деревянное зодчество. Мы полноценно используем лишь первый. ГДЕ МУЗЕЙ МАСЛА? Современный, интерактивный, с фирменным магазином при нем? ГДЕ МУЗЕЙ ГОРОДА? Ростовская область, по которой прокатилась война, бережет и приумножает свою историю, мы же «воюем» с собственной историей: уничтожили до основания треть храмов, стоявших в Вологде сто лет назад, и довели до аварийного состояния еще полтора десятка; уничтожили деревянную среду и содержим в неприглядном виде большинство памятников деревянного, да и каменного зодчества! Хотя мне смешно, когда говорят о брендах применительно к Вологде. Вологда — это город, где «русский дух в веках произошел!» Но уже больно слушать многие песни о Вологде, в которых об этом поется, например, «рассвет над Вологдой встает, здесь у реки мой друг живет, ГДЕ БЕРЕГА НЕ ИЗУРОДОВАЛ БЕТОН!»

Из арт-объектов с городом хоть как-то связаны «памятники» букве «О», электрическому фонарю, да ублюдочный, извините за выражение, Герасим, остальное – арт-мусор.

Где памятники фигурам российского масштаба – меценату русской науки ХРИСТОФОРУ ЛЕДЕНЦОВУ и «отцу русской терапии» МАТВЕЮ МУДРОВУ? Нет памятника королю московских репортеров, по выражению А.П.Чехова, В.А.ГИЛЯРОВСКОМУ! За теми немногими, что поставили, не следим: бедный К.Н.Батюшков так и стоит, пять раз обглоданный вандалами. На конгрессе в Ростове по этому поводу было сказано, что мало сохранять память и идентичность места, надо, чтобы эта память и идентичность были в головах у жителей! Многие жители понимают отличие настоящего от эрзаца, последний пример — возмущение вологжанина от замены исторических дверей в университете, но во власти и в бизнесе таких людей, к сожалению, мало. Была надежда на В.М.Горобцова, который взялся за комплексное развитие города во всех сферах, в т. ч. в культуре, но его быстро отстранили от руководства городом (кстати, Валентин Михайлович ростовских корней). Уверен, что многие из пяти десятков предложений по сохранению духовного и исторического наследия, разработанных группой, которую я возглавлял, при нем были бы реализованы…

Впрочем, и в нашей области есть хороший опыт. Еще до поездки в Ростов меня пригласили в один из райцентров, в котором люди открыли уникальность своего места, которую раньше не замечали, благодаря взгляду со стороны. Надеюсь об этом рассказать примерно через месяц, если поездка состоится.

ДУХ МЕСТА. Ч.IV. ОПЛОТЫ КАЗАЧЕСТВАС какими людьми у вас прежде всего ассоциируется ростовская земля? У меня с Шолоховым…

Опубликовано Александром Сазоновым Четверг, 10 октября 2019 г.

ДУХ МЕСТА. Ч.III. ТАГАНРОГЧто я знал о Таганроге до приезда туда? Что город основал Петр I, что здесь родились Чехов и…

Опубликовано Александром Сазоновым Среда, 9 октября 2019 г.

ДУХ МЕСТА. Ч.III. ТАГАНРОГЧто я знал о Таганроге до приезда туда? Что город основал Петр I, что здесь родились Чехов и…

Опубликовано Александром Сазоновым Среда, 9 октября 2019 г.

ДУХ МЕСТА. Ч.II. РОСТОВРостов-на-Дону, в отличие от Ростова Великого, город большой — и по площади и по населению почти…

Опубликовано Александром Сазоновым Вторник, 8 октября 2019 г.

ДУХ МЕСТА. Ч.1. КОНГРЕССЗачем и куда едут люди? Правильно — за впечатлениями: в Париж — взглянуть на Мону Лизу и башню…

Опубликовано Александром Сазоновым Понедельник, 7 октября 2019 г.

На I Международном конгрессе волонтеров культуры и медиа, прошедшем в Ростове-на-Дону в начале октября, А.И.Сазонову был вручен диплом победителя в конкурсе информационых волонтеров. Диплом стал итогом более чем сорокалетней деятельности А.И.Сазонова как гида и как автора книг о Вологде, удостоенных наград на конкурсах областного, межрегионального и российского уровней, общий тираж которых превысил 70 тысяч экземпляров. Последнее издание книги «Деревянная Вологда: сохраненное и утраченное» Ассоциацией книгоиздателей России включен в число пятидесяти лучших книг, изданных региональными издательствами в России в 2018 году.

А.И. Сазонову - диплом победителя в конкурсе информационых волонтеров
А.И. Сазонову — диплом победителя в конкурсе информационых волонтеров

Опубликовано на NewsVo 16.10.2019

О переносе памятника маршалу Коневу из Праги

Лет десять назад, когда я входил в комиссию по увековечиванию памяти выдающихся вологжан, обсуждалось место установки бюста маршала И. С. Конева в начале улицы его имени.

Тогда я высказал несколько аргументов против (в т. ч. и в связи с несоответствием масштаба бюста окружению), а также предложение о переносе памятника маршалу из Праги. Сейчас пражане опять требуют переноса памятника освободителю города, для начала — на территорию российского посольства. Самое время нашему губернатору проявить инициативу и предложить установить памятник в Вологде!

Маршал Конев
Памятник маршалу Коневу в Праге

Опубликовано на NewsVo 15.09.2019