Две хорошие новости

Две архитектурные премьеры прошли в Вологде накануне Дня города. Открылись после реставрации два деревянных дома-памятника. Такого на моей памяти не было. Дом на Мальцева, 18 получил новую жизнь благодаря семье Якимовых, а дом на Благовещенской, 20 воссоздан на средства городского бюджета.
Дом на Мальцева для меня до сих пор оставался в тени стильного соседа, углового особняка Дружининых, по отношению к которому отреставрированный дом являлся флигелем. Дом на Благовещенской, самый характерный тип вологодского дома, всегда считал таким же символом деревянной Вологды, как Софийский собор — символом каменной. Результаты реставрации взгляд несколько поменяли.
Когда, лет семь назад, меня спрашивали, каким способом реставрировать дом на Благовещенской — методом лифтинга на месте или перебора на базе реставратора А.В.Попова, я отвечал, что важен не способ, а чтобы памятник после реставрации был узнаваем. Был выбран второй вариант, работы начались, но вскоре затормозились. Александр Владимирович жаловался, что глава города Е.Б.Шулепов приостановил финансирование, Евгений Борисович обвинял мастера в применении бензопилы при реставрации памятника. Дом переходил из рук в руки, подлинные элементы декора утрачивались (см ссылки на мои публикации:https://newsvo.ru/blogovo/96984 ; https://newsvo.ru/blogovo/97324).
Денег ушло 53 миллиона, но на дом теперь могу смотреть только метров с пятидесяти: не хочется подойти к нему ближе и потрогать, как соседний, под номером 22, который хранит тепло человеческих рук. Жаль еще, что в доме не открылся музей вологодского быта, как мечтала Снежана Малашина, уже начинавшая собирать экспонаты. Вологде так не хватает Музея города!
Дом же на Мальцева реставрировался тщательно, с изучением как самого здания, так и старых фотоснимков, в результате чего появился симпатичный балкончик над входом, лестница с исторической формы балясинами. Многое удалось исправить после неудачной реставрации советского времени (были, оказывается, и тогда халтурщики). Перед домом построили даже деревянный тротуар, на Благовещенской, к слову, обновили асфальт. Что сделано для себя и с любовью, то и смотрится душевно. К пуску объекта губернатор поощрил Г.П.Якимова благодарственным письмом. Хотелось бы, чтобы и медаль «За заслуги перед Вологодской областью» нашла героя; ведь уже три дома сохранены им для потомков, на очереди дом Засецких. Думаю, что все у Германа Петровича будет — и звание почетного гражданина Вологды и гос. премия Вологодской области. Все-таки этот человек впервые после В.Д.Парменова (хотя многие не могут простить этому градоначальнику снос Спасо-Всеградского собора) занялся системным сохранением деревянной Вологды. Хотелось бы еще, чтобы власть, и городская и областная, не только в полной мере использовала возможность включения Вологды в федеральные программы реставрации, выделяла средства из бюджета региона и города, но и административно помогала семье Якимовых и их последователям (а они появились!) в дальнейшей реализации их планов, ведь эти люди буквально исполняют часть 3 статьи 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
 
Вологда Дом после реставрации
Вологда Дом после реставрации
А.Сазонов проводит экскурсию перед открытием выставки печных дверок в доме Дружининых 15.07.2020
А.Сазонов проводит экскурсию перед открытием выставки печных дверок в доме Дружининых 15.07.2020
А.Сазонов проводит экскурсию перед открытием выставки печных дверок в доме Дружининых 15.07.2020

Маленький Эрмитаж

Так назвала сегодняшний (13 марта) вернисаж картин и декоративного искусства двух наших областных «столиц» — Вологды и Череповца — гендиректор ВГИАХМЗ (такая сложная аббревиатура у нашего областного музея) Юлия Владимировна Евсеева. Не буду сравнивать коллекции наших музеев со столичными, но…
Вологжане обычно валом валят на выставки модных художников (не вспомню имя одного из последних), потом иногда разочаровываются, — или на выставки академиков живописи России (есть такая программа в нашей картинной галерее), например, Зураба Церетели… Кстати, 15 марта завершается одна из таких выставок — членкора Академии художеств В.Страхова, нашего земляка, череповчанина по рождению и понимающего, где «русский дух в веках произошел»).
Немногие знают, что в постоянной экспозиции вологодской галереи есть и Боровиковский, и Репин, и Айвазовский и Куинджи… Череповецкий музей на время выставки, очень короткое, добавил и Шишкина, и Кандинского и многих других! Есть повод зайти в Шаламовский дом, где открылась выставка! Произошел почти невероятный случай, когда музей (в данном случае череповецкий) на время расстался с большей частью своей основной экспозиции (это вам не табличка из фильма «Старики-разбойники» — «картина на реставрации»): почти вся (!) экспозиция классической живописи из Череповца переехала на время в Вологду. Такого в принципе не бывает: вологжане, ловите момент!
Вологодскому и Череповецкому музеям есть чему друг у друга поучиться. Хотя хозяева «площадки» и череповецкие гости обменялись комплиментами относительно достоинств размещения экспонатов, но суровый В.Страхов в выступлении четко сказал, что светлые нетонированные стены вологодской галереи делают висящие на стенах картины еще более темными. Жаль, что в зале не было представителей власти, которые взяли бы это справедливое замечание на заметку.
В одном из своих постов в соцсетях, в связи с выставкой «певца Арктики» А.Борисова, я посетовал, что зря Вологодской галерее не переданы картины из нашего областного музея. Мне потом квалифицированно пояснили, почему это невозможно. Не знаю… После выступления куратора выставки И.Б.Балашовой, посетовавшей, что нет в Вологодской галерее ни одной парсуны, мне сразу вспомнилась парсуна вологодского купца Г.М.Фетиева в экспозиции вологодского музея. Несколько лет назад я увидел аналогичную парсуну метра полтора на два на втором этаже Государственного исторического музея в Москве. Я бы передал портрет вологодского купца в картинную галерею… Извините, Юлия Владимировна)):
Даю две иллюстрации с выставки: портрет мальчика, очень похожего на одного из моих внуков (это из Череповецкого музея), а любителям старой Вологды предлагаю ответить на вопрос — где стоит художник Мартен, написавший картину (она из вологодской коллекции)?

К статье Маленький Эрмитаж
К статье Маленький Эрмитаж

Памятник Вологде

«Написал стихотворение о любви. Закрыл тему» — пошутил Михаил Светлов в дневниковой записи. А я говорю серьезно: «Почти каждая книга издательства «Древности Севера» закрывает конкретную тему». Например, после выхода книги «История православных храмов и монастырей Вологды» вологодским гидам пришлось переучивать датировки многих церквей. Так случилось и с последним, третьим, из задуманной трехтомной серии «Вологда в минувшем тысячелетии» фолиантом «Памятники истории и культуры», презентация которого прошла 20.02.2020 в Юго-Западной башне Архиерейского подворья. В этой книге и знатоки и любители найдут для себя много нового. Это показала и викторина, которую устроили издатели во время презентации: на один вопрос из пяти полностью не ответил никто. Научность содержания в книге сочетается с популярностью изложения. Можно не заглядывать в первоисточники, их перечислено в конце книги почти пятьсот, — и это малая доля того, что «перелопатили» авторы.
Когда я читал эту книгу лет десять назад (потому, видно, и включен в состав членов редколлегии), поразился числу памятников — более четырехсот! Сколько ценных объектов исчезло за это время! Сейчас с удивлением обнаружил, что их опять более четырехсот!
Издатели сделали невозможное — включили в научный оборот много новых объектов. Надеюсь, что эта книга послужит Комитету по охране объектов культурного наследия области основой для пополнения списка памятников. И еще хотелось бы, чтобы этот тяжелый двухкилограммовый том не стал «надгробным памятником» Вологде, особенно деревянной! Нельзя допустить, чтобы город переходил в книги, и книга была лучше, чем город, как кто-то отметил в комментариях к предстоящей презентации!
Нынешнему руководству города большое спасибо за то, что помогло издательству завершить трехтомную эпопею! Нужно или от администрации города и/или от областного отделения Русского географического общества, которое тоже «приложило руку» к изданию книги, выдвинуть издательство за эту книгу или (для верности) за весь трехтомник на соискание государственной премии Вологодской области!
Завершил этим предложением свое выступление на презентации. Зал поддержал предложение бурными и продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию (кто вел видеозапись, не даст соврать). А что думаете вы? Наверное ничего, потому что книга вышла тиражом всего тысяча экземпляров. Надеюсь на переиздание!

Сазонов А.И.
Сазонов А.И.
Сазонов А.И.
Сазонов А.И.

Как будто на машине времени перенесся на сто лет назад

И мне улыбнулся Чапаев!
В ходе кинофестиваля с иностранным названием «Voices» (нет бы «отцам-основателям», в свое время, назвать его по-русски — «Молодые голоса» — перекликался бы сейчас с театральным «Голоса истории»!) 7 декабря прошел фильм Дзиги Вертова «Годовщина революции».
Начинающий, и будущий выдающийся, режиссер впервые в мире смонтировал из кинохроник «летопись революции» продолжительностью два часа. Пятьдесят копий фильма уже 7 ноября 1918 года демонстрировались во всех городах Советской республи-ки (может быть и в Вологде, в электротеатре «Рекорд», нынешнем «Салюте»). Все копии были утрачены. Была надежда, что экземпляр фильма сохранился в Архиве кино-фотодокументов: там коробки с частями фильма, продолжительностью 10 минут каждая, лежали на разных полках под разными инвентарными номерами: идентифицировать каж-дую часть с фильмом Дзиги Вертова — задача, по теории вероятности, невозможная…

А теперь о пользе разносторонности интересов: литературоведы не интересуются историей кино, киноведы — литературой. Когда случаются исключения, происходят от-крытия. Так случилось, когда историк кино заглянул в архив Маяковского и обнаружил в одном из писем великого поэта полный список титров фильмов Дзиги Вертова в хронологической последовательности. Далее — дело техники и финансирования, которое успешно решил историк кино Николай Изволов, который и представил фильм вологжанам, не отпускавшим его, даже после такого длинного фильма, в течение полу-часа.

Мои впечатления: как будто на машине времени перенесся на сто лет назад. Живые лица на экране сквозь рябь помех. Вот идут солдаты по революционному Петрограду, вот бежит «пес безродный» (мгновенная ассоциация с «Двенадцатью» А.Блока из школьной программы), вездесущие мальчишки, которые суются туда, где их не спрашивают, серый (!) Зимний, старая Москва с неразрушенными храмами и много чего еще.

Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Известно, что Троцкий был более выдающийся оратор, чем Ленин. Когда смотришь на восторженную реакцию людей на его речи, веришь этому безоговорочно. Кстати, единственный кино-сюжет из фильма, знакомый всем — это постановочная беседа Ленина с Бонч-Бруевичем в Кремле. Все остальное было для меня открытием: вот генерал Брусилов, похожий на де-ревенского дедушку, а вот адмирал Колчак — именно таким я его и представлял. Более все-го поразил живой Чапаев: как он попал в кадр?! Ведь Фурманов еще не написал о нем книгу?
Показалось, что Василий Иванович улыбнулся именно мне!

Опубликовано на NewsVo 09.12.2019

В 19 веке в Вологодской губернии в семье крестьянина родился мальчик Саша

СВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ

В 19 веке в Вологодской губернии в семье крестьянина родился мальчик Саша. Раскатившиеся бревна чуть было не сделали его инвалидом детства. Но молитва отцов Соловецких и заложенный природой талант уготовили ему другой путь. Юноша стал художником. Ученик Репина и Куинджи, он к сорока с небольшим годам выставлялся в европейских столицах и за океаном, стал мировой знаменитостью: в 1908 году он, единственный из русских художников, был принят Президентом США Теодором Рузвельтом, один из немногих русских людей награжден орденом Бани, высшим орденом Британской империи, орденом Почетного легиона во Франции. П.М. Третьяков отвел его произведениям целый зал в своей галерее, «не глядя», закупил все его будущие этюды, но … вскоре умер.

Чтобы уж совсем заинтриговать некоторых читателей, скажу, что Александр Алексеевич обосновал строительство железной дороги от Мурмана до Оби. В царское время осуществлению проекта помешала мировая война, в гражданскую им заинтересовался В. И. Ленин. Если б Ильич и НЭП просуществовали подольше, идея, возможно, реализовалась бы не частично, как сейчас. А еще художник открыл санаторий, директором которого был до смерти в 1934 году… Если кто все-таки не понял, о ком речь, скажу, что в Норвегии орден св. Олафа ему вручал Фритьоф Нансен: исследователь Арктики — певцу Арктики, Александру Алексеевичу Борисову.

В Вологодской картинной галерее 15 ноября открылась выставка его картин из пяти музеев страны и фотовыставка, тоже наших земляков, которая рассказывает и о подводном мире Арктики. Поразил контраст между бело-голубой цветовой гаммой «верха», где из-за тороса вот-вот выйдет белый медведь, и цветной и мирной — подводного мира, где акванафт, как в аквариуме, кормит мидией рыбину; хотя мирная медуза может взять в плен и тюленя, а зубатка в фас страшна не меньше акулы. Выставка будет работать еще месяц. Но пост — не об этом.

В аннотациях к картинам на этой, и на аналогичных, «сборных», выставках читаю: «Из фондов Вологодского музея-заповедника». В экспозициях музея этих полотен обычно не вижу. Не логичнее было бы передать художественную часть коллекции музея галерее? В 1954 году и наш краеведческий и ведущие художественные музеи страны поделились с вновь открывшейся галереей своими богатствами. Не пора ли сделать такой подарок к предстоящему открытию нового просторного здания картинной галереи? Понятно, что Великий Устюг не поделится картинами А. Борисова, а Тотьма — картинами Ф. Вахрушова: там они в экспозиции, но вологодскому-то музею можно поделиться частью невидимых зрителю фондов?

На вернисаже пара человек меня поддержала. Значит, идея здравая? А идея, овладевшая массами, как сказал классик, становится материальной силой. Если согласны, прошу своими лайками и комментариями донести предложение до руководителя департамента культуры и туризма области В. А. Осиповского, в ведении которого находятся и музей и галерея.
P. S. Пардон, без иллюстраций: смартфон оставил в гардеробе, в пальто.

Опубликовано 19.11.2019 на NewsVo