Какое Отечество защищать? или Реставрация по-вологодски-2

Проходя мимо дома еще раз убедился, что на реставрацию — то, что делают с домом, мало похоже.

В День защитника Отечества задумался — какую такую родину я бы защищал (не приведи Господь, конечно) в случае чего? Да, кроме близких, — никакую. «Мой отчий дом мне чужд и незнаком» — так говорю, вслед за Г.Русаковым, и я — о современной мне Вологде. Сейчас «реставрируют» дом на углу улиц Мальцева и Кирова – последний из трех доходных домов города начала 20 века. Почему слово «реставрируют» закавычил — см. ссылку — https://newsvo.ru/blogovo/116996.

Писал о судьбе этого уникального дома и два года назад — см. ссылки: https://newsvo.ru/blogovo/109996 и https://newsvo.ru/blogovo/106970.

Проходя мимо дома 22 февраля, еще раз убедился, что на реставрацию — то, что делают с домом, мало похоже. Бревна не маркируются (как же потом можно будет собрать из них дом без маркировки?), более того — распиливаются (!?) как со стороны улицы Мальцева, так и со стороны улицы Кирова. «Реставраторы» даже обшивку не удосуживаются снять: разбирают дом автокраном; рядом уже лежат мощные железобетонные плиты. Господа А.А.Юрманов, автор проекта реставрации дома, и Е.Н.Кукушкина, руководитель Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Вологодской области! Вам не жалко дома? Все путём идет?…

Не вижу с Вашей стороны (на примере этого дома) реальной заботы о сохранении культурного наследия: всё, что вы говорите, укладывается в припев старинного русского романса — «все слова, слова, слова!»

Вологда. Фото 1. То, что осталось от доходного дома на углу ул. Мальцева-Кирова
Вологда. Фото 1. То, что осталось от доходного дома на углу ул. Мальцева-Кирова
Вологда. Фото 2. То, что осталось от доходного дома на углу ул. Мальцева-Кирова
Вологда. Фото 2. То, что осталось от доходного дома на углу ул. Мальцева-Кирова
Вологда. Фото 3. То, что осталось от доходного дома на углу ул. Мальцева-Кирова
Вологда. Фото 3. То, что осталось от доходного дома на углу ул. Мальцева-Кирова

Мы жили в городе-музее

Меня бы нынешнего, да в город детства с фотоаппаратом и видеокамерой!

Машина времени все-таки существует — это интернет! Для книги «Моя Вологда. Город нашей памяти» в свое время нашлась фотография двора дома на улице Бестужевской, 3, в котором я прожил первые два месяца. Типичный вологодский дворик с микропалисадничком, неизменными веревками с сохнущим бельем и столиком для «забивания козла». Справа виднеется солидный двухэтажный дом с высокими — по нему видно — потолками. Немножко даже завидовал тем, кто в нем живет. Сейчас примерно на этом месте кулинария ресторана «Спасский».

Вологда. Дом на ул. Бустужевской
Вологда. Дом на ул. Бустужевской

А недавно в интернете попался снимок этих же домов со стороны улицы Бестужевской, сохранившейся ныне только в квартале между Чехова и Кирова под названием Хлюстова. Вспомнилось, кажется, все — до последней травинки! Такое впечатление, что эти дома строил любитель античности: во фризе двухэтажного — метопы и триглифы, крыльцо одноэтажного флигеля (?) — с дорическими колоннами с каннелюрами, на которые еще в детстве обратил внимание: больше таких во всей деревянной Вологде не было! Двери с геометрическим узором не запомнились — такие встречались сотнями. На такие мелкие детали, как шпингалеты и ручки, вообще внимание не обращал. Только годы и годы спустя начал понимать, в каком городе я жил! Да, с одной стороны, «город грязи вековой» (вот бы отправить в то время на денек тех, кто сетует на благоустройство современной Вологды!), а с другой — в центральной своей части — деревянный город-музей. Уютные кварталы, трава-мурава на улицах и во дворах, и сотни серых домов, вроде и похожих, а если присмотреться, разных, отличающихся балконами, крылечками, наличниками, дымниками. Если присмотреться… Меня бы нынешнего, да в город детства с фотоаппаратом и видеокамерой!

Фото 2. Вологда.  Дом на ул. Бустужевской
Фото 2. Вологда. Дом на ул. Бустужевской

Чудеса в жизни редко, но встречаются. Держу в руках трехфунтовые латунные ручки от дверей парадного крыльца с дорическими колоннами того самого дома №3 на Бестужевской!

Вологда. Дверная ручка дома на Бестужевской.
Вологда. Дверная ручка дома на Бестужевской.

Изготовлены в Туле. На одной клеймо «Фабрика П.В. Синепальникова в Туле», на другой, точно такой же, но левой – «Братья И.В и П. Синепальниковы». Обратите внимание, что предусмотрена даже задвижка для защиты отверстия под ключ от осадков.

Жаль, что машина времени существует только в воображении и в виртуальном пространстве.

09.02.2019

Подарок вологжанам к Новому году

Деревянные памятники в Вологде исчезают быстрее, чем каменные …

Фото календаря на 2019 год
Фото календаря на 2019 год

Вот так выглядит первая страница обложки календаря «Деревянная Вологда», к которому я писал аннотации и заключительный текст. К моему удивлению, у издательства «Древности Севера» возникли трудности с подбором фото. Во-первых, нужно было найти снимки, подходящие по времени года, во-вторых, с большим разрешением, в-третьих, чтобы и сами дома выглядели достойно. Подходящих по всем критериям снимков оказалось мало, от издания календаря на два года пришлось отказаться. Деревянные памятники в Вологде исчезают быстрее, чем каменные, поэтому для календаря выбрана была именно эта тема. В стране интерес к уходящей деревянной натуре велик. Издательство «Древности Севера» на межрегиональной книжной выставке в Рязани победило в номинации «Лучшая книга о России» именно за книгу «Деревянная Вологда: сохраненное и утраченное».
Есть в календаре небольшая загадка: фото дома на обложке не аннотировано и не подписано, думаю, что некоторые вологжане не сразу поймут, где расположен этот дом.

О сносе дома на Челюскинцев, 60

Хранить добрую память о других – это оставлять добрую память о себе…

Хранить добрую память о других – это оставлять добрую память о себе…
Сегодняшний снос дома № 60 по улице Челюскинцев и комментарии краеведов о хозяевах дома, о роли семьи в истории села Кубенское, снова заставили обратиться к наследию академика Д.С.

Волгда 2018. Дом на ул. Челюскинцев, 60
Дом на ул. Челюскинцев, 60 Фото Александра Валерьевича Суворова

Лихачева. Вот его слова о том,  для чего надо сохранять зримую память – окружающую нас архитектурную среду:
«А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.
Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают… Ненавязчиво и не настойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит намять о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране…
Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает. Это чиновники, призванные заниматься культурными проблемами, но никакого отношения к культуре не имеющие, некомпетентные и невежественные. Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить «свое творение» на выигрышном месте. Иногда это реставраторы, заботящиеся о том, чтобы выбрать себе наиболее «выгодные» объекты, о том, чтобы восстановленное произведение искусства принесло им славу, и восстанавливающие старину по своим собственным, иногда очень примитивным представлениям о красоте и исторической подлинности».
Еще одну цитату академика не нашел. Он говорил о том, насколько интереснее проходить по улицам родного города, если ты знаешь историю этих улиц, домов! Тогда эта прогулка становится путешествием в прошлое.
На улицах Вологды становится все меньше «зацепок» взгляду для таких исторических ассоциаций: и туристам и внукам приходится говорить — «здесь жил, здесь стоял, здесь происходило…»,  —  доставая иногда из портфеля фотографии. В будущем, очевидно, придется такие фотографии с подписями расставлять по улицам, чтобы люди помнили, что не они на этой земле первые и не они последние. Только не будет ли город похож на кладбище прежней Вологды?
И еще из Д.С. Лихачева:  «Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только не интересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные».

Где резной палисад?

Улицы Вологды … должны быть наполнены такими историческими, непридуманными, деталями, поддерживающими интерес к прошлому …

На фоне продолжающегося геноцида деревянной Вологды у части — к сожалению, только у части! — вологжан растет интерес к исчезающей старине. Городским властям надо бы этот интерес поддерживать! Уже не раз публично предлагал восстановить утраченные детали городского быта, например, часы на Каменном мосту, ставить арт-объекты на местах, связанных с историей города, например, памятник строителям Грозненской крепости на перекрестке улиц Чехова и Предтеченской, памятный знак на месте храма и почти исчезнувшего кладбища в бывшем селе Говорово, размещать информацию об утраченных памятниках на информационных табличках и т.д.

Сегодняшнее предложение связано с одним из туристических брендов Вологды — пресловутым резным палисадом. Курьезная картинка из жизни: проходя по перекрестку улиц Мальцева и Благовещенской, помог девушке-волонтеру с группой туристов найти памятник резному палисаду. Немудрено: сейчас памятник со стертой надписью напоминает могильную плиту на старом кладбище и малозаметен.

Волгда. Дом купца Левашова

Можно не строить палисады по вновь нарисованным эскизам, а восстановить один из исторических, — стоял он почти рядом с самым знаменитым памятником деревянного классицизма Вологды — домом Левашова. Заодно поставить на место — в тимпан фронтона этого здания — деревянный герб Левашовых, фрагмент которого должен храниться в фондах нашего музея-заповедника, чтобы все было похоже на дореволюционный вид. Тогда легче будет мысленно перенестись в пушкинское время, представить себе вальсирующие пары за освещенными окнами, — посмотрите на мой снимок тридцатилетней давности.

Улицы Вологды, если она еще претендует на статус туристического центра, должны быть наполнены такими историческими, непридуманными, деталями, поддерживающими интерес к прошлому и у вологжан. Ведь в таких «мелочах», позволяющих зримо, без помощи машины времени, перемещаться из эпохи в эпоху и состоит прелесть жизни в историческом городе!

Опубликовано: 03.12.2018 [БлогоVO]